Занимательная география

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Североуральский городской округ
МАОУ "СОШ № 2"

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «СОШ №2»
________________________
Калугина Т.Ю.
Приказ №____
от «____» _________2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6700237)
«Занимательная география»
для обучающихся 9 классов

п.Покровск-Уральский 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная
география» для 9 класса разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
второго поколения.
Актуальность изучения курса в том, что он реализует
компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто
передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие
творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и
способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря
этому становится возможным выйти за пределы стандарта, для успешной
реализации творческого потенциала учащихся, повышения их
познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой
мотивации к изучению предмета. Внеурочные занятия позволят расширить и
углубить изучаемый материал по школьному курсу, пройти необходимый
этап подготовки к ГИА.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
- формирование системы знаний о предметах и явлениях разной
природы, их взаимосвязи с окружающей средой.
МЕСТО
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Дополнение к программе учебного предмета «География».
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
Внеурочная деятельность по географии основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая ( лекция, дискуссия, беседа, мозговой штурм и
т.д) и фронтальная работа.
Методы обучения:
- словесный (лекция, объяснение логической цепочки, беседа,
дискуссия);
- наглядный (демонстрация карт и других картографических
произведений, презентаций, фотографий, видеофильмов, таблиц, схем,
работа на местности по возможности);
- поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемы).
Во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Виды деятельности учащихся: диалог,
виртуальные экскурсии, игры, викторины, проекты.
Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Срок реализации программы –1 учебный год ( 9а – 34 часа), 1 час в
неделю.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
Введение. Географические тайны природы (1 час).
Познакомить учащихся с курсом программы внеурочной деятельности.
Значимые географические объекты и тайны их природы, особенности жизни
народов, ресурсы.
Тайны географических открытий (1 час).
Путешественники, совершившие открытия материков Земли и
уникальных природных объектов. Ф.Магеллан, ДЖ. Кук, В. Да Гама, Д.
Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев и др.
Исследователи внутренних территорий – А.Никитин, П.П. СеменовТяньшанский и др.
Современные источники географической информации (3 часа).
Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по
масштабу. Работа с различными видами географических карт
( топографическими, общегеографическими, синоптическими).
Географические загадки Земли (3часа).
Географические следствия движений Земли. Часовые пояса, декретное
время, Гринвичский меридиан, дни равноденствия и солнцестояния.
Магнитный пояс Земли и его смещение.
Природа Земли и человек (5 часов).
Климатические особенности, закон географической зональности,
высотная поясность, формирование почв. Процессы образования почв.
Материки, океаны, народы и страны (8 часов).
Уникальные особенности природы материков и океанов Земли.
Объяснение закономерностей проявления особенностей природы Африки,
Австралии, Южной и Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Океаны
Земли и их особенности. Народы, населяющие разные материки. Религии
народов мира, их география. Классификация стран. Уникальные страны
мира.
Природопользование и экология (4 часа).
Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география.
Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические
проблемы.
Природа России (3 часа).

Рельеф России, особенности формирования. Климат России. Внутренние
воды. Особенности почв, растительного и животного мира Уникальные
природные объекты России. Памятники природы.
Население России. (3 часа).
Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Языковые
семьи народов России.
Хозяйство России.(2 часа)
Экономические районы России, их особенности. Специализация
экономических районов. Провинциальные города нашей страны.
Архитектурные памятники в России.
Итоговое занятие (1 час).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностным результатом обучения является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
 –ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические
ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения
в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как
члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран; представление о России как
субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире; осознание единства географического пространства
России как единой среды обитания всех населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
 –гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к
окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,
своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к
осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
 –образовательные результаты – овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых

знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1

2

Наименование разделов и
тем программы

Введение. Географические
тайны природы.

Тайны географических
открытий.

Количество
часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Познакомить
учащихся с курсом
программы
внеурочной
деятельности.
Значимые
географические
объекты и тайны их
природы, особенности
жизни народов,
ресурсы.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

1

Путешественники,
совершившие
открытия материков
Земли и уникальных
природных объектов.
Ф.Магеллан, ДЖ. Кук,
В. Да Гама, Д.
Ливингстон, Х.
Колумб, Ф.Ф.
Беллинсгаузен и
М.П.Лазарев и др.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Исследователи
внутренних
территорий –
А.Никитин, П.П.
Семенов-Тяньшанский
и др.

3

4

5

Современные источники
географической информации.

Географические загадки Земли.

Природа Земли и человек.

3

Виды географических
карт по содержанию,
по охвату территории,
по масштабу. Работа с
различными видами
географических карт (
топографическими,
общегеографическими,
синоптическими).

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

3

Географические
следствия движений
Земли. Часовые пояса,
декретное время,
Гринвичский
меридиан, дни
равноденствия и
солнцестояния.
Магнитный пояс
Земли и его смещение.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

5

Климатические
особенности, закон
географической
зональности, высотная

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

поясность,
формирование почв.
Процессы образования
почв.

6

7

Материки, океаны, народы и
страны.

Природопользование и
экология.

8

Уникальные
особенности природы
материков и океанов
Земли. Объяснение
закономерностей
проявления
особенностей природы
Африки, Австралии,
Южной и Северной
Америки, Евразии,
Антарктиды. Океаны
Земли и их
особенности. Народы,
населяющие разные
материки. Религии
народов мира, их
география.
Классификация стран.
Уникальные страны
мира.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

4

Природные ресурсы
Земли: виды,
особенности
образования,
география.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Последствия
использования
природных ресурсов
человеком.
Экологические
проблемы.

8

9

10

Природа России

Особенности населения России.

Хозяйство России.

3

Рельеф России,
особенности
формирования.
Климат России.
Внутренние воды.
Особенности почв,
растительного и
животного мира
Уникальные
природные объекты
России. Памятники
природы.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

3

Народы России, их
обычаи, традиции,
религия, география.
Языковые семьи
народов России.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

2

Экономические
районы России, их
особенности.
Специализация
экономических
районов.

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Провинциальные
города нашей страны.
Архитектурные
памятники в России.
11

Итоговое занятие.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

Познавательная,
регулятивная,
коммуникативная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418d72

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Географические тайны природы

1

2

Тайны географических открытий

1

3

Виды карт.

1

4

Чтение условных знаков на картах и планах.

1

5

Определение географических координат.

1

6

Обращение Земли вокруг Солнца.

1

7

Вращение Земли вокруг своей оси

1

8

Решение задач

1

9

Климатические пояса и природные зоны

1

10

Атмосфера.

1

11

Литосфера.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

12

Гидросфера.

1

13

Биосфера

1

14

Особенность природы материков.

1

15

Африка.

1

16

Северная и Южная Америка.

1

17

Евразия

1

18

Австралия и Океания

1

19

Антарктида

1

20

Мировой океан и его части

1

21

Население Земли, Страны и народы

1

22

Основные виды природных ресурсов

1

23

Рациональное и нерациональное
природопользование

1

24

Виды ООПТ

1

25

Глобальные проблемы и пути их решения

1

26

Климат и природные зоны России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41b112

27

Почва, растительный и животный мир

1

28

Опасные природные явления на территории
РФ

1

29

Численность и плотность населения

1

30

Национальный и религиозный состав

1

31

Городское и сельское население

1

32

Промышленность

1

33

Сельское хозяйство

1

34

Итоговое занятие.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

0

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».