Финансовая грамотность

"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6800990)

для обучающихся 5-6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Финансовая грамотность - это необходимое условие жизни в
современном мире. Финансовый рынок предоставляет большие возможности
по управлению собственными средствами, чем 10 лет назад, и такие понятия
как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в
нашу повседневную жизнь. В настоящий момент ни нам, ни нашим детям
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем на
сегодняшний день. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей
финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Программа по внеурочной деятельности направлена на формирование
финансовой грамотности обучающихся. Построение прямой зависимости
между получаемыми знаниями и практическим применением, пониманием и
использованием этой информации на настоящий момент и в долгосрочном
периоде и которая помогла бы сформировать ответственность у обучающихся
за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что она
базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно- познавательная в финансовой сфере, а также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установка
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на
приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в

области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и
выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и
изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики семьи.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая
грамотность» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Сроки реализации программы – 2 года. (5,6,).
Объем часов, отпущенных на занятия – 102 часа.(5 класс–34 часа в год при 1 часе в
неделю, 6 класс – 34 часа в год при 1 часе в неделю.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность»
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы
организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская
деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая
консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная
беседа, мини-проект, мини- исследование ,круглый стол, ток- шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра,
выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая
игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций,
решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга,
работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Введение в курс финансовая грамотность
Основные понятия. Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое
поведение.
Глава 1.Из копеек рубль, из ручейков в море
Из копеек рубль, из ручейков море. Финансы как деньги в движении,
которые, постоянно находясь в обращении, способны создавать другие
деньги. Необходимость оценивать финансовые возможности в
определённый момент располагать необходимой суммой денег. Наличие
ограничений как пределов, границ, за которые не должна выходить
деятельность человека. Сущность доходов как денег, получаемых человеком
за осуществление определённой деятельности. Сущность заработной платы
как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Возможность временного пользования имуществом на основе договора
аренды и внесения арендной платы.
Глава 2.Одним и надеждам и целине достигнуть
Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или материальной
форме предмета устремления человека, для получения которого он
прилагает сознательные усилия. Элементы, составляющие принцип
постановки финансовой цели КИЛО: конкретность, измеримость,
локальность, определённость во времени. Сущность резерва как запаса
денежных средств, который можно использовать в случае возникновения
непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как накапливаемой части
денежных доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых
целей и удовлетворения потребностей в будущем. Порядок создания
сбережений. Связь между финансовой целью и формированием сбережений.
Глава 3. Не доходом кормят, а расходом
Сущность расходов семьи как денежных затрат, способствующих
удовлетворению потребностей членов семьи. Сущность и признаки налогов.
Сущность
налогообложения
как
закреплённая
действующим
законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов.
Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определённой
доли всех полученных гражданином доходов, которая изымается в пользу
государства. Сущность налога на добавленную стоимость (НДС) как
косвенного налога, сумму которого продавец удерживает у покупателя,

включая её в цену товаров. Сущность бюджета как плана доходов и
расходов на определённый период.
Глава 4.Нельзягонятьсязаденьгами – нужно идти им навстречу
Сущность банковской карты как инструмента доступа к личному
банковскому счёту. Сущность коммерческого банка как организации,
имеющей исключительное право осуществлять ряд банковских операций.
Сущность банковского счёта как метода учёта движения денежных средств
определённого клиента и способа контроля выполнения банком своих
договорных обязательств. Сущность банковского вклада как суммы денег,
которую банк принимает от клиента на определённый или неопределённый
срок с целью сохранения и приумножения. Сущность банковского процента
как платы за пользование денежными средствами (банковский вклад,
банковский кредит и др.). Сущность кредита как сделки, заключаемой
между коммерческим банком и заёмщиком по предоставлению денежных
средств под проценты. Сущность ипотеки как залога, который в случае
неуплаты заёмщиком долга переходит кредитору.
Глава 5. И у кредитной организации бывают проблемы
Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с целью
получения прибыли выполняет банковские операции на основании
разрешения (лицензии) Банка России. Сущность Банка России как
государственного кредитного учреждения, наделённого функциями выпуска
денег в обращение и регулирования банковской системы. Сущность
деятельности Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое
осуществляет государственное страхование вкладов физическихлиц.
Сущность страхования как способа защиты имущественныхинтересов
граждан и организаций при наступлении определённых событий за счёт
денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Сущность микрофинансирования как кратковременного кредита на
небольшую сумму денег, выданного заёмщику без залога и поручительства.
Сущность того, что финансовая пирамида — это схема, созданная для
получения дохода путём привлечения денежных средств новых участников.
Глава 6. На чужое богатство не надейся, свое береги
Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ
жизни при отсутствии заработков в течение длительного времени. Сущность
богатства семьи как денежных средств и имущества семьи за исключением
расходов на текущие нужды. Сущность финансового благополучия как
достижение такого уровня доходов, который позволяет удовлетворять все
ежедневные потребности, а также быть уверенным в завтрашнем дне.

Собственность как отношения между людьми, претендующими на
имущество. Сущность индексации денежных доходов населения как
установленного государством механизма повышения денежных доходов
населения, позволяющего частично или полностью возместить им потери,
вызванные ростом потребительских цен на товары и слуги.
Глава 7. Богатство ум рождает
Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета всех
налогов и платежей из полученных доходов за определённый период.
Сущность дифференциации доходов населения как разницы в уровне
денежных доходов различных слоёв и групп населения. Сущность
интеллектуальной собственности как продуктов творческой деятельности.
Сущность гонорара как денежного вознаграждения, выплачиваемого за труд
авторов литературных произведений или произведений в другой сфере
искусства. Сущность самозанятости как формы организации труда, когда
вознаграждение получается непосредственно от заказчиков. Сущность
профессионального дохода как дохода граждан от деятельности, при
ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных
работников.
.Глава 8. Кто не рискует, тот не инвестор
Инвестор как человек, который инвестирует деньги в различные
производства и активы с целью получения дохода. Риск как возможность
наступления случайных событий с нежелательными для человека, природы
или общества последствиями. Сущность инвестиционного риска как
возможности получения в результате инвестирования дохода или потерь в
виде непредвиденных расходов, неполученного дохода. Сущность срока
окупаемости инвестиций как периода времени, необходимого для того,
чтобы возместить затраты на инвестиции за счет полученных
инвестиционных доходов. Сущность доходности инвестиционного проекта
как степень увеличения вложенных инвестором денежных средств в течение
определенного периода времени.
Глава 9. Доход не живет без хлопот
Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации
творческих способностей человека и новых возможностей цифровой среды.
Сущность государственного финансирования и со финансирования при
реализации социально значимых инвестиционных проектов. Крауд
технология как способ достижения желаемого результата, путем в несения
множеством людей посильного вклада в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения отражаются в готовности
обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности;
отражают их готовность руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
посредством:

формирования готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного
отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования
с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично
взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием;

сознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения
положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного
отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично
содержания финансовых отношений между различными субъектами,
финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации,
последствий выполнения или невыполнения принятых решений;

сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и
общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи,
проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в
целом при решении вопросов о получении и распределении средств
семейного бюджета;

наличия мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт
понимания
значимости
для
себя
лично
взаимосвязи
между
профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его
деятельности.

осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения
положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного
отношения к личности как особого ценностного отношения к себе, осознания

значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов
каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и
распределении средств семейного бюджета;

наличия мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт
понимания
значимости
для
себя
лично
взаимосвязи
между
профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его
деятельности.

процессу обучения посредством понимания для себя лично
содержания финансовых отношений между различными субъектами,
финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации,
последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание
необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их
изменения.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.
Познавательные универсальны учебные действия:
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,
классифицировать,
устанавливать
аналогии,
проводить
анализ,
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;
владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет:
соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике; принимать решение в групповой работе, учитывая мнения
собеседников;
создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий

анализировать результаты коммуникации после её завершения входе
выполнения группового задания и представления его решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоение и применение системы финансовых знаний, и их
необходимости для решения современных практических задач;

умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты,
явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и
основные функции;

умение использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и
процессов; необходимости правомерного налогового поведения; осмысления
личного опыта принятия финансовых решений;

умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей,
управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений,
принятия инвестиционных решений;

овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных
задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую
информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом;
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм, включая
вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и
угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения;

приобретение опыта использования полученных знаний по
финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой)
деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия
решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения
опыта публичного представления результатов своей деятельности в

соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
5 КЛАСС
Выпускник научиться:

грамотно распоряжаться деньгами.

овладеет начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;

нести ответственность за свои поступки; планировать
собственный бюджет,предлагать варианты собственного заработка;

разовьёт навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; принимать участие в
принятии решении о семейном бюджете.

овладеет понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
6 КЛАСС
Выпускник научится:

грамотно распоряжаться деньгами.

овладеет начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;

овладеет понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.

поймёт основные принципы экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи;

поймёт и будет правильно использовать экономические термины;

освоит приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление;проведение простых финансовых расчётов.

приобретёт знания и опыт применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Из копеек рубль, из ручейков море

13

3

Одними надеждам и цели не достигнуть

9

4

Не доходом экономят, а расходом

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

34

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им
навстречу

13

3

И у кредитной организации бывают проблемы

11

4

На чужое богатство не надейся, свое береги

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Введение

1

2

Дерево финансовых возможностей

3

3

Поток семейных доходов

3

4

Ступени финансового изобилия

3

5

Доходное место

3

6

Творческая лаборатория финансиста

1

7

Куда с тобою мы идем- большойбольшой секрет

3

8

Уголок резервирова ния

2

9

Ручеек сбережений

3

10

Ручеек сбережений

1

11

Загадка семейных расходов

3

12

Неплатит налоги только медведьв
берлоге

3

13

Я планов наших люблю громадье

3

14

Творческая лаборатория финансиста

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://вашифинансы.рф
https://fincult
https://хочумогузнаю.рф

0

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Введение

1

2

А я денежки люблю, я на карте их храню

3

3

Путешествие в мир депозитов

3

4

Кредитные кометы

3

5

Ипотека: разглядим в телескоп

3

6

Творческая лаборатория финансиста

3

7

На нашей траектории– банки астероиды

3

8

Метеоритный дождь микрофинансирования

3

9

Ураган финансовых угроз

3

10

Творческая лаборатория финансиста

3

11

С чужого двора не получишь добра

1

12

Копейка к копейке – проживети семейка

1

13

Насчетах одни нули

2

14

Творческая лаборатория финансиста

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://вашифинансы.рф
https://fincult
https://хочумогузнаю.рф

15
0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».