РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
1-4 классы
2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана на основе авторского курса
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина) в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней, стремиться к саморазвитию. Содержание
функциональной грамотности младшего школьника,
безусловно,
составляют метапредметные универсальные учебные действия –
познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Цель: Создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю.
Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): анализ текстов авторских и
русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность (занятия 9-16): счет предметов в пределах
10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные
и истинные высказывания.
Финансовая грамотность (занятия 17-24):деньги, финансы, покупка,
товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк,
реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность (занятия 25-33): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства,
три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14
занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его
роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства
мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение
и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление
плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский
перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и
способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина,
состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный
размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка,
бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи
с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Личностные
результаты
изучения
курса
«Функциональная
грамотность» также связаны с реализацией рабочей программы воспитания,
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
. становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
. осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
. сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;
. первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества;
. осознание себя как члена семьи, общества и государства.
Духовно-нравственного воспитания:
. проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
. принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
. применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям;
. ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей в области финансов.
Эстетического воспитания:
. понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и
интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
. соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
. приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
. осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
. осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
. ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира;
. осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Математическая
грамотность»
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
8
Анализ текстов авторских и
русских народных сказок,
составление
характеристики героев
прочитанных произведений,
деление текстов на части,
составление картинного
плана, ответы по
содержанию прочитанных
произведений,
эмоциональная и
личностная оценка
прочитанного.
Деловые
беседы;
Практикумы
8
Счет предметов в пределах
10, составление числовых
выражений и нахождение
их значений, состав чисел
первого и второго десятка,
задание на нахождение
суммы; задачи на
нахождение части числа,
задачи на увеличение и
Количество
часов
Деловые
беседы;
практикумы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Уроки для
начальной школы
от «Кирилл и
Мефодий» и
презентации
уроков http://kmschool.ru/r1/Nachal
ka.asp
уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц,
круговых диаграмм,
ложные и истинные
высказывания.
3
4
8
Деньги, финансы, покупка,
товар, обмен, бартер,
услуги платные и
бесплатные, доход,
прибыль, банк, реклама,
цена, количество,
стоимость.
деловые
беседы;
практикумы
Блок «Естественнонаучнаяграмотность»
9
Наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком,
воздушным шариком,
зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль
и её свойства, вода и её
свойства, три состояния
воды, плавучесть
предметов, отражение.
Миниисследования,
наблюдения и
опыты;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
Блок «Финансовая грамотность»
2 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
9
Понятия «художественный»
и «научнопознавательный»; жанровое
сходство и различия
художественных и научнопознавательных текстов;
составление
характеристики героев
прочитанных
произведений; деление
текстов на части,
составление плана; ответы
по содержанию
прочитанных произведений,
эмоциональная и
личностная оценка
прочитанного;
Деловые
беседы;
практикумы
9
Нахождение значений
математических выражений
в пределах 100, составление
числовых выражений и
нахождение их значений.
Состав чисел первого и
Деловые
беседы;
практикумы.
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа,
задачи на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм,
календарь, логические
задачи, ложные и истинные
высказывания, построение
геометрических фигур,
нахождение длины
ломаной, диаметр
окружности, периметр
треугольника.
3
4
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
8
Деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила
безопасного использования
банковских карт,
фальшивые и
повреждённые деньги,
средства защиты
российских банкнот,
валюта
Деловые
беседы;
практикумы.
8
Наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной
Миниисследования,
наблюдения,
землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной.
Состав и свойства
древесины. Названия
овощей, выделение среди
овощей корнеплодов.
Названия частей растений,
виды корней, свойства
корней. Представление о
позвоночных животных.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
опыты.
3 КЛАСС
№
п/
п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Блок «Читательская
грамотность»
Количество
часов
8
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
Научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Деловая
беседа,
практикумы,
миниисследования,
наблюдения,
опыты
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1)Инфоурокhttps://i
2
Блок «Естественнонаучная грамотность»
8
Особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Деловая
беседа,
практикумы,
миниисследования,
наблюдения,
опыты.
nfourok.ru/prezentaci
ya-po-kursufunkcionalnayagramotnost-avtor-mv-buryak-na-temudozhdevye-chervi-3klass6188519.htmlИнфоу
рокhttps://infourok.ru
/prezentaciya-pokursufunkcionalnayagramotnost-avtor-mv-buryak-na-temukalcij-3-klass6188522.html
3
Блок «Финансовая
грамотность»
8
Бюджет, уровни государственного
бюджета, семейный бюджет, заработная
плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия).Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Деловая
беседа,
практикумы,
миниисследования,
наблюдения,
опыты.
Нахождение значений математических
выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками.
Деловая
беседа,
практикумы,
миниисследования,
наблюдения,
опыты.
4
Блок «Математическая
грамотность»
8
5
Проверочная работа
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Наименование
разделов и тем
программы
Блок «Читательская
грамотность»
Блок «Естественно-научная
грамотность»
Блок «Финансовая
грамотность»
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
8
Научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема
текста, деление текста на части,
составление плана текста;
ответы на вопросы по
содержанию прочитанного
текста, лексическое значение
слов; личностная оценка
прочитанного.
Деловая
беседа,практику
м, миниисследования,
наблюдения,опы
ты.
8
Томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук,
капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части
растений, условия и способы
размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности
использования человеком.
Деловая беседа,
практикум,
миниисследования.
наблюдения.опы
ты.
8
Потребительская корзина,
состав потребительской
корзины, прожиточный
минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его
Деловая беседа,
практикум,
наблюдения .
миниисследования,
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
виды, распродажа, акция,
скидка, бонусы, кешбэк,
страховые риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд.
4
Блок «Математическая
грамотность»
8
5
Творческая работа
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
нахождение значений
математических выражений в
пределах 100000, составление
числовых выражений и
нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы;
задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов
покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение
и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться
калькулятором.
опыты.
Деловая беседа,
практикум,
миниисследования,
наблюдения.опы
ты.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количеств очасов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
1
Виталий Бианки. Лис и мышонок
1
2
Русская народная сказка. Мороз и заяц
1
3
Владимир Сутеев. Живые грибы
1
4
Геннадий Цыферов. Петушок и
солнышко
1
5
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
1
6
Грузинская сказка. Лев и заяц
1
7
Русская народная сказка. Как лиса
училась летать
1
8
Евгений Пермяк. Четыре брата
1
9
Про курочку Рябу, золотые и простые
яйца
1
10
Про козу, козлят и капусту
1
11
Пропетушка и жерновцы
1
12
Как петушок и курочки делили
бобовые зёрнышки
1
13
Проналивные яблочки
1
14
Про Машу и трёх медведей
1
15
Про старика, старуху, волка и лисичку
1
16
Про медведя, лису и мишкин мёд
1
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
17
За покупками
1
18
Находчивый Колобок
1
19
День рождения Мухи-Цокотухи
1
20
Буратино и карманные деньги
1
21
Кот Василий продаёт молоко
1
22
Лесной банк
1
23
Как мужик и медведь прибыль делили
1
24
Как мужик золото менял
1
25
Как Иванушка хотел попить водицы
1
1
26
Пятачок, Винни-Пух и воздушный
шарик
1
1
27
Про репку и другие корнеплоды
1
1
28
Плывёт, плывёт кораблик
1
1
29
Про Снегурочку и превращения воды
1
1
30
Как делили апельсин
1
1
31
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
1
1
32
Иванова соль
1
1
33
Владимир Сутеев. Яблоко
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
9
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Михаил Пришвин. Беличья память
1
2
Про беличьи запасы
1
3
Беличьи деньги
1
4
Про белочку и погоду.
1
5
И.Соколов-Микитов . В берлоге.
1
6
Медвежье потомство.
1
7
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
8
Лесные сладкоежки.
1
9
Лев Толстой. Зайцы
1
10
Прозайчат и зайчиху.
1
11
Банковская карта.
1
12
Про Зайчишку и овощи.
1
13
Н. Сладков Весёлая игра.
1
14
Лисьи забавы.
1
15
Безопасность денег на банковской карте.
1
16
Лисьи норы
1
17
Обыкновенные кроты
1
18
Про крота
1
19
Про кредиты.
1
20
Корень- часть растения
1
Контрольные
работы
Практические
работы
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
21
Эдуард Шим .Тяжкий труд.
1
22
Про ежа.
1
23
Про вклады.
1
24
Занимательные особенности яблока.
1
25
Полевой хомяк.
1
26
Про полевого хомяка
1
27
Ловушки для денег
1
28
Про хомяка и его запасы
1
29
Про Бобров
1
30
Бобры-строители
1
31
Такие разные деньги
1
32
Материал для плотин.
1
33
Позвоночные животные.
1
34
Встреча друзей.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
4
3 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Про дождевого червяка
1
2
Дождевые черви
1
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
Инфоурокhttps://infourok.ru/prezentaciya3
Кальций
1
4
Полезный кальций.
1
5
Сколько весит облако
1
6
Про облака
1
7
Хлеб- всему голова.
1
8
Про хлеб и дрожжи.
1
9
Про мел
1
10
Интересное вещество- мел.
1
11
Про мыло.
1
12
Чем интересно мыло и как оно
"работает"
1
13
История свечи
1
14
Про свечи.
1
15
Магнит.
1
po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtorm-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass6188522.html
1
1
1
1
1
16
Волшебный магнит
1
17
Проверочная работа
1
18
Что такое бюджет
1
19
Расходы и доходы бюджета
1
20
Семейный бюджет
1
21
Планируем семейный бюджет
1
22
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
1
23
Подсчитываем семейный доход
1
24
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
1
25
Пенсии и пособия.
1
26
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш.
1
27
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
28
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
1
29
Подсчитываем расходы.
1
30
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
1
31
Расходы на обязательные платежи.
1
32
Как сэкономить семейные деньги.
1
33
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
34
Проверочная работа
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
0
6
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Старинная женская одежда.
1
2
Старинные женские головные уборы.
1
3
Старинная мужская одежда и головные
уборы.
1
4
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
5
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы.
1
6
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы.
1
7
История посуды на Руси.
1
8
Какие деньги были раньше в России.
1
9
Томат
1
10
Болгарский перец
1
11
Картофель
1
12
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
13
Лук
1
1
14
Капуста
1
1
15
Горох
1
1
16
Грибы
1
1
17
Творческая работа
1
18
Потребительская корзина
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
19
Потребительская корзина
1
20
Прожиточный минимум
1
21
Инфляция.
1
22
Распродажи, скидки, бонусы.
1
23
Распродажи, скидки, бонусы.
1
24
Благотворительность
1
25
Страхование.
1
26
В бассейне
1
27
Делаем ремонт
1
28
Делаем ремонт
1
29
Праздничный торт
1
30
Обустраиваем участок
1
31
Поход в кино
1
32
Поход в кино.
1
33
Отправляемся в путешествие.
1
34
Творческая работа. Составляем словарик по
финансовой грамотности.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Сборники эталонных заданий«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»-М.:
Просвещение, 2022.
2. Т.Ф.Сергеева, Математика на каждый день. Функциональная грамотность. Тренажер.–
М.: Просвещение, 2022.
3. Функциональная грамотность.1, 2, 3 класс. /М.В.Буряк,
С.А.Шейкина.М.:Планета,2022.–96с.–(Учение с увлечением).