ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по дополнительному образованию является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Время отводимое на дополнительные занятия,
используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в
числе основных направлений дополнительного образования выделено физкультурноспортивное и оздоровительное направление.
Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Подвижные народные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
На занятиях в 5 - 6 классе по курсу дополнительного образования «Подвижные народные
игры» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной
учебным планом.
Программа «Подвижные народные игры» включает следующие разделы:
1.Пояснительная записка:
Цели и задачи программы;
Роль и место программы в образовательном пространстве школы;
Алгоритм работы с играми;
Результаты освоения программы;
2.Тематическое планирование.
3.Календарно-тематическое планирование
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю,
стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания
детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все
народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх
отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень
культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный
оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Подвижные игры для детей 10-12 лет становятся более сложными. Организм детей среднего
школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё
довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые
данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к
односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов
стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются
непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения
руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей
этого возраста.
Развивающийся организм испытывает всё большую потребность в кислороде. Дыхательная
система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но
дыхание ещё недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют
укреплению дыхательного аппарата.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на
рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На
формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Дети 10 – 12 лет начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается
способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры
с многочисленными правилами.
Игры детей 10-12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует
символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как
было раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других
подвижных игр ещё и потому, что отвечают живости детского воображения. Однако к концу
этого возрастного периода всё больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета.
Многие игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и содержат
целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры,
позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не
только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость,
выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам
используются в их играх редко. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке
выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к
товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных
взаимоотношениях между играющими. Это преимущественно игры с разделением
коллектива на группы (команды), в которых игроков объединяет единая цель – борьба за
победу своей команды.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков
в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А.
Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и
воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы
донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или
иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и
физического воспитания
школьников. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
1.
Знакомство с содержанием игры.
2.
Объяснение содержания игры.
3.
Объяснение правил игры.
4.
Разучивание игр.
5.
Проведение игр.
Цель программы:
создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка
средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи,
решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же
эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм
как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие
умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5
класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением
физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной
осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать
роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом
для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их
между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми
(как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с
помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тематическое планирование
«Подвижные народные игры»
Количество часов
Разделы
Теорети Практичес
Всего
ческие кие
Введение. Основы знаний о народной подвижной
игре.
2
2
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не
болеть!
Игры с бегом и перебежками
12
12
Игры с мячом
13
13
Игры с прыжками
5
5
Промежуточный контроль
1
1
Итоговое занятие
1
1
Итого:
34
2
32
Календарно тематическое планирование
«Подвижные игры»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Основы знаний о народной подвижной игре.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Перебежки с выручкой
Двенадцать палочек
Выбей из круга
Ищем палочку;
Выбей из круга
Защищай товарища
Казаки-разбойники;
Перебежки с выручкой
Двенадцать палочек
Эстафета «Вызов номеров»
Эстафета зверей
Эстафета «Быстрые и ловкие»
Эстафета «Вызов номеров»
Эстафета по кругу
Эстафета с обручем
Русская народная игра «Салки»
Русская народная игра «Пятнашки»
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Русская народная игра «Третий лишний»
Русская народная игра «Пятнашки»
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
Прыгуны и пятнашки
Эстафеты по кругу
Эстафеты с обручем
Эстафета вызов номеров
Эстафета «Быстрые и ловкие
Эстафета с мячом
Прыгуны и пятнашки
«Выбей из круга»
Фестиваль игры (подведение итогов)
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1