Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по дополнительному образованию является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Время отводимое на дополнительные занятия,
используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в
числе основных направлений дополнительного образования выделено физкультурноспортивное и оздоровительное направление.
Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Подвижные народные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
На занятиях в 5 - 6 классе по курсу дополнительного образования «Подвижные народные
игры» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной
учебным планом.

Программа «Подвижные народные игры» включает следующие разделы:
1.Пояснительная записка:

Цели и задачи программы;

Роль и место программы в образовательном пространстве школы;

Алгоритм работы с играми;

Результаты освоения программы;
2.Тематическое планирование.
3.Календарно-тематическое планирование
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю,
стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания
детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все
народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх
отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень
культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный
оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Подвижные игры для детей 10-12 лет становятся более сложными. Организм детей среднего
школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё
довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые
данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к
односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов
стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются
непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения

руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей
этого возраста.
Развивающийся организм испытывает всё большую потребность в кислороде. Дыхательная
система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но
дыхание ещё недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют
укреплению дыхательного аппарата.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на
рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На
формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Дети 10 – 12 лет начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается
способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры
с многочисленными правилами.
Игры детей 10-12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует
символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как
было раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других
подвижных игр ещё и потому, что отвечают живости детского воображения. Однако к концу
этого возрастного периода всё больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета.
Многие игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и содержат
целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры,
позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не
только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость,
выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам
используются в их играх редко. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке
выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к
товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных
взаимоотношениях между играющими. Это преимущественно игры с разделением
коллектива на группы (команды), в которых игроков объединяет единая цель – борьба за
победу своей команды.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков
в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А.
Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и
воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы
донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или
иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и
физического воспитания
школьников. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
1.
Знакомство с содержанием игры.
2.
Объяснение содержания игры.
3.
Объяснение правил игры.
4.
Разучивание игр.

5.

Проведение игр.

Цель программы:
создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка
средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи,
решаемые в рамках данной программы:

активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же
эмоционально-чувственную сферу;

воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм
как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие
умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:

представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5
класса должны:
иметь представление:

о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением
физической подготовленности;

о режиме дня и личной гигиене;

о способах изменения направления и скорости движения;

о народной игре как средстве подвижной игры;

об играх разных народов;

о соблюдении правил игры
уметь:

выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной
осанки;

выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

играть в подвижные игры;

выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

выполнять строевые упражнения;

соблюдать правила игры
Ожидаемый результат

Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Развитие умений работать в коллективе.

Формирование у детей уверенности в своих силах.

Умение применять игры самостоятельно.
научится:

ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать
роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом
для укрепления здоровья, развития основных систем организма;


раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;

ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их
между собой;

организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми
(как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями

организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;

выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с
помощью специальной таблицы);

выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;

выполнять организующие строевые команды и приёмы;

выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.


№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тематическое планирование
«Подвижные народные игры»
Количество часов
Разделы
Теорети Практичес
Всего
ческие кие
Введение. Основы знаний о народной подвижной
игре.
2
2
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не
болеть!
Игры с бегом и перебежками
12
12
Игры с мячом
13
13
Игры с прыжками
5
5
Промежуточный контроль
1
1
Итоговое занятие
1
1
Итого:
34
2
32

Календарно тематическое планирование
«Подвижные игры»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Основы знаний о народной подвижной игре.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Перебежки с выручкой
Двенадцать палочек
Выбей из круга
Ищем палочку;
Выбей из круга
Защищай товарища
Казаки-разбойники;
Перебежки с выручкой
Двенадцать палочек
Эстафета «Вызов номеров»
Эстафета зверей
Эстафета «Быстрые и ловкие»
Эстафета «Вызов номеров»
Эстафета по кругу
Эстафета с обручем
Русская народная игра «Салки»
Русская народная игра «Пятнашки»
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Русская народная игра «Третий лишний»
Русская народная игра «Пятнашки»
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
Прыгуны и пятнашки
Эстафеты по кругу
Эстафеты с обручем
Эстафета вызов номеров
Эстафета «Быстрые и ловкие
Эстафета с мячом
Прыгуны и пятнашки
«Выбей из круга»
Фестиваль игры (подведение итогов)

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».