1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
гражданственности и патриотизма у обучающихся. В настоящее время очень важно
сформировать у молодого поколения четкие позиции самоопределения и самоутверждения в
обществе, любви и уважения к своей стране, истории и культуре России.
Обращение к историческому наследию «малой Родины», к духовным ценностям,
накопленным предками, позволяет подрастающему поколению определить свое место и смысл в
жизни, сформировать общественное мировоззрение, правильно распорядиться историкокраеведческим и культурным наследием, понять проблемы современности. Для развития
обучения и воспитания подрастающего поколения важна связь с прошлыми поколениями и
формирование культурной и исторической памяти.
Эти два аспекта связаны и дополняют друг друга в программе «Школьный историкокраеведческий музей: юные краеведы-экскурсоводы». Данная программа нацелена на
углубление знаний в области краеведения и обучение основам экскурсионно-краеведческой
работы, подразумевает теоретическую и практическую подготовку обучающихся.
Специфика гражданского воспитания обучающихся средствами музейной педагогики
связана с формированием музейно-визуальной компетентности обучающихся. Именно она
позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний
об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции,
ценности, свойств музейного предмета и его функций, а также знаний об отображаемом
экспозицией явлении. Гражданское воспитание обучающихся средствами музейной педагогики
позволяет эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного,
интеллектуального,
деятельностного,
эмоционально-волевого
компонентов
гражданственности.
Настоящая программа туристско-краеведческой направленности «Школьный историкокраеведческий музей» разработана на основе дополнительной авторской образовательной
программы «Юный историк-экскурсовод» Т.В. Митясовой , 2010 г. и рассчитана на 3 года
обучения. Она предполагает овладение навыками речевого общения, чтения топографических
знаков, поисково-исследовательской деятельности, работы с музейными экспозициями,
проведения экскурсий, воспитание интереса к краеведению, выявление индивидуальных
особенностей и развитие творческого мышления обучающихся.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на три года.
• Первый год обучения предполагает изучение истории края (поселка) с древнейших времен
до конца 20 века, овладение первичными навыками краеведческой и экскурсионной
деятельности, культурой и техникой речи, знакомство с музейной работой, выявление
индивидуальных особенностей обучающихся.
• Второй год обучения расширяет понятия об истории развития края (поселка); обучающиеся
работают более самостоятельно, приобретаются навыки экскурсионной деятельности,
речевого общения, поисково-исследовательской и музейной работы, развивается творческое
мышление. Совершенствуются навыки поисково-исследовательской и экскурсионной
работы в области краеведения, оформления творческих работ, развивается инициатива и
творчество, формируется гражданская позиция.
Предлагаемый курс обучения основам экскурсионно-краеведческой деятельности
адресован обучающимся в возрасте 12-17 лет. Количество обучающихся в учебной группе - 8
человек.
Новизна данной программы состоит в том, что она создает условия для саморазвития
обучающихся, осуществляет знакомство с понятием «музей», расширяет возможности
использования школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательной
деятельности. Соединение разнообразных знаний, почерпнутых в различных науках, позволяет
1
более глубоко освоить теорию и, получив практические навыки, использовать их в дальнейшей
работе экскурсовода.
В процессе обучения по программе расширяются знания, полученные при изучении
курса истории Отечества, Урала, географии и археологии, литературы и культурологии, и
экскурсоведения, основы культуры и техники речи, а также основы психологии через
экскурсионно-краеведческую работу.
Благодаря занятиям в объединении «Юные краеведы» обучающиеся учатся работать
коллективно, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать
исторические события родного края с нравственных позиций, приобретают навыки работы с
поисково-архивными материалами, и, как следствие, повышается общий уровень культуры
обучающихся, формируется гражданское самосознание на основе обогащения историческими
знаниями.
Актуальность данного курса состоит в формировании гражданской жизненной позиции
подростков через участие в сохранении культуры родного края и увековечении исторической
памяти предков.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации подростков и формирования их
личностного, гражданского и профессионального самоопределения в процессе
экскурсионно-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать мышление и творческие способности обучающихся;
- развивать гуманитарную культуру обучающихся;
- развивать культуру речи, в том числе умение устного и письменного выступления.
Обучающие:
- обучать работе с историко-архивными материалами и основами краеведческой работы и
топографии;
- расширять знания учащихся, связанные с историей и традициями родного края; углублять
знания в области краеведения и туризма;
- формировать умение проведения экскурсий, оформления поисково-исследовательской
работы.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные основы личности обучающихся;
- формировать гражданское самосознание на основе обогащения историческими знаниями.
Основные требования к у обучающимся при реализации программы: проявление интереса к
изучению краеведческого материала; овладение навыками работы юного экскурсовода;
активное участие в практических занятиях, выполнение поисково-исследовательской работы;
участие в проведении конкурсов, викторин; подготовка докладов, рефератов, экскурсий;
участие в защите проектов, творческих и краеведческих конкурсах.
Краткое содержание и методы деятельности:
Данная программа расширяет аспект изучения краеведческого материала в рамках
Уральского региона. Взаимосвязь истории и художественной культуры края с историей страны
и мира не только обогащает учащихся знаниями, но помогает человеку нового тысячелетия
ориентироваться в огромном информационном поле знаний, осваивать культурное
пространство, осознавать роль родного региона в целостной картине мира.
Обучение по программе помогает обучающимся обогатиться знаниями и выявить
особенности культуры родного края, способствует развитию гуманитарной культуры,
формированию эстетического вкуса и воспитанию творческого человека.
В результате обучения по данной программе обучающиеся приобретут знания об
историческом развитии Уральского региона, изучат историю поселка и окресности, узнают об
основных архитектурных памятниках, научатся работать с библиотечными каталогами и
музейными экспозициями, смогут оформлять поисково-исследовательскую работу, приобретут
умения и навыки в области ориентирования на местности и чтения топографических знаков.
2
Особенностью методики проведения учебных занятий в объединении является
соединение теоретической и практической частей. Порядок работы и формы проведения могут
быть различны. Но преобладает деятельностный подход, и поэтому учащиеся анализируют
имеющиеся материалы, создают новые экскурсионные программы и экспозиции музея,
собирают и систематизируют материалы, редактируют тексты.
Ведущие формы и методы обучения:
- краткая лекция, сопровождаемая примерами из экспозиций школьного музея;
- организация дискуссии на выбранную тему;
- исторические игры;
- работа с архивным и справочным материалом, каталогами;
- коллективная разработка новой экспозиции музея;
- отработка техники речи;
- знакомство с работой экскурсовода;
- подготовка письменных исследовательских работ;
- экскурсии.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Общее количество часов по учебному плану: 68 часов.
Продолжительность занятий: 2учебных часов в неделю (по расписанию).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал
что-то новое, обогащал свой кругозор, приобретал навыки самостоятельной работы. Для
учащихся, проявивших особый интерес и способности к научной и исследовательской работе,
предоставляется возможность развивать свой творческий потенциал на индивидуальных
практических занятиях, конференциях, семинарах, творческих встречах.
Формы подведения итогов:
- участие в презентации « День открытых дверей школьного музея».
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Обучающиеся должны знать:
• этапы исторического развития Уральского региона;
• основы экскурсоведения;
• специфику профессии экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
• создавать творческие работы разных жанров, связанные с краеведением;
• работать с библиотечными каталогами и архивными документами;
• оформлять музейную экспозицию, выставку;
• проводить экскурсии, беседы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
3
1.4.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Введение в специальность краеведа. История и географические особенности поселка и
окрестностей.
Первый год обучения.
Пояснительная записка
Основное воспитательное ядро программы краеведческой направленности - обращение к
исторической памяти человечества, запечатлевшей все этапы его развития. Она приобщает
подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным
каналом передачи информации от старшего поколения к младшему.
Цель создания программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся, проявляющим
интерес к краеведческой работе, изучить особенности исторического и географического развития
региона и поселка, не только овладеть первичными навыками краеведческой и экскурсионной
деятельности, культурой и техникой речи, познакомиться с музейной работой, но и выявить
индивидуальные особенности учащихся.
Работа по данной программе способствует формированию мотивационно-ценностного,
интеллектуального, эмоционально-волевого компонентов гражданственности, социальной активности,
развитию гуманистического и творческого мышления, учит оценивать себя как личность, определять
собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Актуальность программы
В настоящее время большой акцент делается на гражданско-патриотическое воспитание
подростков, на формирование у обучающихся Свердловской области представлений об идеалах и
духовных ценностях, присущих истинному гражданину, воспитание любви к родному краю. Но вместе с
тем снижается интерес к чтению, посещению музеев, расширению кругозора. Предполагается, что
данная программа поможет в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к
познавательной деятельности, в решении данного противоречия.
Кроме того, занятия экскурсионно-краеведческой деятельностью решает одну из главных
задач воспитания - формирование социально активной личности. Для этого необходимо организовать
творческую деятельность, интересную по содержанию, привлекательную для подростков,
учитывающую их способности и увлечения.
Программа первого года рассчитана на 216 часов.
Цель программы: расширение знаний в области краеведения, знакомство обучающихся с основными
понятиями, связанными с историей и традициями родного края, включение учащихся в творческий
процесс получения и обработки информации.
Задачи:
- познакомить с основами профессии краеведа-экскурсовода;
- сформировать представления о развитии Уральского региона и основания города Екатеринбурга;
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности;
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить
нужный и интересный материал;
- развивать творческое мышление и культуру речи.
Содержание и методы деятельности
При организации работы по программе основной акцент делается на работу обучающихся в
школьном музее. На занятиях и экскурсиях обучающиеся изучают особенности развития нашего края с
древнейших времен до конца 20 века. В процессе работы выявляются индивидуальные особенности
обучающихся. На первом году обучения ребята овладевают первичными навыками краеведческой и
экскурсионной деятельности, изучают основы туристско-краеведческой работы, учатся
ориентироваться на местности, знакомятся с топографическими знаками. В начале учебного года, в
сентябре, на занятии в школьном музее составляется план работы на год, обсуждаются проекты
выставок и экспозиций, рассматриваются формы проведения практических занятий и экскурсий,
распределяется круг обязанностей между активистами школьного музея.
Формы и методы проведения занятий
Экскурсионно-краеведческая деятельность в школьном музее дает возможность познакомиться с
4
работой краеведа, изучающего не только историю, но и географические особенности родного края. В
качестве методических приемов могут быть использованы беседы, занятия по группам, индивидуальные
занятия. Для групповых теоретических занятий предполагается проведение лекционных занятий,
сопровождаемых примерами из экспозиций школьного музея, на которых учащиеся знакомятся с
музейными экспонатами. В практической части занятий преобладают практикумы на местности,
экскурсии, тренинги техники речи. Ребята учатся оформлять буклеты, подбирают вопросы для
краеведческих игр и викторин, участвуют в коллективной разработке новой экспозиции музея. Методы
проведения занятий:
• лекции;
• семинары;
• практикумы;
• тренинги;
• краеведческие игры, викторины;
• экскурсии.
Применяются различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Критерии
отслеживания усвоения программы:
1. Посещение культурных и краеведческих мероприятий.
2. Написание творческих работ.
3. Подготовка мини-экскурсий, презентаций.
4. Участие в районных, городских конкурсах.
Формы подведения итогов:
1. Участие в проведении открытого занятия в форме групповой экскурсии.
Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения обучающиеся должны знать:
• географические и исторические особенности края;
• основы туристско-краеведческой работы;
• упражнения для развития речевого аппарата.
Обучающиеся должны уметь:
• определять и читать топографические знаки;
• ориентироваться на местности, работать с географической картой и атласом;
• подбирать материал и готовить презентацию по заданной теме;
• подготовить и провести мини-экскурсию.
5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Туристско-экскурсионная и поисково-исследовательская практика История и географические
особенности поселка и окрестностей.
Второй год обучения
Пояснительная записка
Основной метод краеведения - сбор информации, предметов материальной культуры,
образцов полезных ископаемых, способствующих расширению знаний о крае, его природном,
хозяйственном и культурном развитии. Программа блока «Туристско-экскурсионная и
поисково-исследовательская практика. История родного края является образовательной
программой, которая расширяет знания обучающихся об истории Уральского края, знакомит с
ним. Для ребят раздвигаются горизонты творчества, они могут не только получать информацию,
но и передавать полученные знания во время самостоятельного проведения экскурсий,
накапливать материал для творческих проектных и исследовательских работ. Наряду с
теоретическими знаниями развиваются практические навыки, больше внимания уделяется
самостоятельной работе учащихся. Программа направлена на формирование практических
навыков при работе со справочной и специальной литературой, использование компьютерных
технологий. Всё это делает процесс обучения краеведению увлекательным, эту часть жизни
ребёнка значимой, потому что даёт большие возможности для саморазвития.
Обучающиеся сами составляют план работы, выбирают объекты для исследования и
экскурсий, используют справочную литературу, создают творческие проекты. Однако
недостаточно всего лишь овладеть способами работы. Нужно знать особенности развития,
постоянно расширять свой кругозор, иметь представление о профессиональных навыках
экскурсовода. Без этих знаний невозможно получать удовольствие от сделанной работы, достичь
высоких результатов как в поисково-исследовательской, так и в экскурсионной работе.
Актуальность программы
Данная программа дает представление, как сделать краеведческую работу интересной и
значимой для обучающихся, а также формирует коммуникативные и гражданскопатриотические
качества личности. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все
стадии подготовки юного краеведа-экскурсовода: от получения исторических сведений,
специальных
знаний
до
возможности
самостоятельного
творчества
и
поисково-исследовательской работы. Содержание программы предполагает работу с разными
источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу
обучающихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый
ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или поисково-исследовательскую работу
и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к истории и культуре родного
края у подрастающего поколения, развивать духовные качества личности, уважительное
отношение к памяти предков, сохранять и преумножать культурные ценности нашего края. Кроме
того, необходимо развивать мотивацию к саморазвитию и познавательную активность, так как
дело, которым учащиеся занимаются, представляет интерес для окружающих, воспитывает и
формирует нравственные качества личности.
Программа направлена не только на изучение истории и культуры родного края, но и
формирование навыков поисково-исследовательской работы. Изучение данного курса должно
содействовать расширению общего кругозора обучающихся, развитию у них познавательной
активности и творческого мышления, формированию коммуникативных качеств.
Программа второго года обучения рассчитана на 34 часов.
Цель программы: знакомство учащихся с историей развития родного края, методам работы в
поисково-исследовательской
практике,
создание
постоянно
действующего
актива
краеведов-экскурсоводов.
С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки краеведческой работы (умение собирать
информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой);
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
развивать коммуникативные умения, прививать культуру общения;
воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
воспитывать у учащихся потребность в устных выступлениях и прививать им необходимые для
этого навыки;
- развивать творческие способности обучающихся(осуществлять выпуск стенгазет, оформлять
альбомы, стенды, экспозиции);
- формировать коммуникативные и творческие способности детей (умение анализировать и
отбирать полученную информацию).
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в объединении является связь теоретической и
практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации работы объединения основной упор делается на работу обучающихся в
школьном музее. На занятиях и экскурсиях обучающиеся изучают особенности развития нашего
края. В развитии навыков общения помогают коммуникативные игры и тренинги. На втором году
обучения ребята осваивают поисково-исследовательскую практику: учатся работать со
специальной и справочной литературой, каталогами и энциклопедиями, готовят проекты по
выбранной теме. В начале учебного года, в сентябре, на занятии в школьном музее составляется
план работы на год, обсуждаются проекты новых выставок и экспозиций, вносятся интересные
предложения по проведению интерактивных занятий и экскурсий, распределяется круг
обязанностей между активистами школьного музея.
Объединение «Юные краеведы-экскурсоводы» охватывает обучающихся 5-9 классов и
ставит своей целью создание постоянно действующего актива школьного музея.
Формы и методы проведения занятий
Экскурсионно-краеведческая деятельность в школьном музее дает возможность
попробовать себя в качестве увлеченного краеведа, изучающего историю родного края,
творческого исследователя и воодушевленного экскурсовода-артиста, способного своим
рассказом увлечь аудиторию. Поисково-исследовательская
деятельность может быть
групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от темы
проекта или темы экскурсии. В качестве методических приемов могут быть использованы
беседы, экскурсии, лекции, тренинги, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальные
задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы объединения
следующие методы проведения занятий:
• индивидуальные занятия;
• занятия по группам;
• семинары, тренинги;
• лекции;
• выездные занятия, экскурсии;
• встречи с интересными людьми;
• конкурсы, викторины;
• поисково-исследовательская работа.
Критерии отслеживания усвоения программы:
1. Развитие коммуникативных навыков, умение провести беседу, небольшую экскурсию.
2. Участие в конкурсах и мероприятиях краеведческой направленности.
3. Участие в написании творческих и исследовательских работ, разработке экскурсий.
4. Самостоятельная работа с библиотечными каталогами, специальной и справочной
литературой, оформление письменных работ.
Формы подведения итогов:
1. Творческие и исследовательские работы обучающихся .
2. Проведение экскурсии по выбранной теме.
Ожидаемые результаты
-
В конце второго года обучения обучающиеся должны знать:
• этапы исторического развития Уральского региона;
• специфику профессии экскурсовода.
Обучающиеся должны уметь:
• провести экскурсию по школьному музею;
• владеть начальными навыками речевого общения;
• работать с библиотечными каталогами и музейными экспозициями, найти нужный
материал по выбранной теме;
• оформить творческую работу.
2 .Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения
(средства ИКТ)
- компьютер «Celeron» - 1 шт.,
- проектор «Acer»- 1 шт.,
- телевизор «Rolsen»- 1 шт.,
- МФУ, лазерный «Xerox» PE-120 - 1шт.,
- экран - 1 шт.,
Основное оборудование:
- стол учителя -2 шт.,
- стул учителя -2 шт.,
- столы ученические двухместные- 3 шт.,
- стулья ученические - 10 шт.,
- шкафы для музейных экспонатов, методического и учебного материала - 2 шт.,
- витрины стеклянные - 4 шт.