2
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. «Умелые ручки» является составной частью общекультурного направления
внеурочной деятельности в образовании. Наряду с другими видами искусства оно готовит
учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами
выражения. На основе общекультурных знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует
изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и
любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных
стандартов».
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных
предметных областей (изобразительного искусства, технологии).
Актуальность. Занятия художественной практической деятельностью, по данной
программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные –
развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на
формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и
взаимопомощи. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить
собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления
Цели программы:
воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в
области разных видов декоративно-прикладного искусства;
формирование у учащихся
устойчивых потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры,
традиций.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в
том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительного мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий,
используемых в опыте мастеров искусства.
Программа поможет решить:
учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение
материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с
искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте
окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой
деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные
средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации
средствами художественной деятельности.
Общая характеристика курса «Умелые ручки»
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы
школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору
профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и
красивых изделий.
3
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются
условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций
своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям
уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов
своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об
эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами
материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов
рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения
коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного
материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в
процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках,
так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую
роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и
учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции
изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах
безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств,
подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством
учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку
само изготовление будет вестись подконтрольно. Во втором классе руководство учителя
распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и
оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки,
знакомятся с искусством родного края. Второклассники, уже имеющие существенный опыт
выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из
карточек по выполнению работы.
В 3 – 4 классах дети самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ её
выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся самостоятельно оценивать
свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество
изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.
Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ могут
выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет
общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе
работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы
по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы детей строятся по принципу от
простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может
выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают
технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих
работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в
конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
4
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы.
Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно,
излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может
включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом
дидактического материала и приёмов работы.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно
более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей
жизни.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов 6-11 лет и рассчитана на 4 года
обучения. Количество часов в год: 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания образования
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого
в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического
сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания
через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства,
гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского
общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно
сочетаются индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, интегрированные формы
работы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные
и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация,
доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
5
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Формы работы:
беседы;
рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц;
выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников;
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
видеоуроки;
экскурсии;
дидактические игры;
экспериментирование с материалами;
соревнования, развлечения;
сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение
начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания
современного человека, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного
отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и
представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при
создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их
социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и
инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для
творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественнодекоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу
социуме.
6
Планируемые результаты
Название раздела
Пластилинография
Бисероплетение
Бумагопластика
Изготовление кукол
Личностные
результаты
учебнопознавательный интерес к
декоративно-прикладному
творчеству как одному из
видов
изобразительного
искусства;
чувство прекрасного и
эстетические чувства на
основе
знакомства
с
мультикультурной картиной
современного мира;
навык
самостоятельной работы и
работы
в
группе
при
выполнении
практических
творческих работ;
ориентации
на
понимание причин успеха в
творческой деятельности;
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
деятельности;
основы
социально
ценных
личностных
и
нравственных
качеств:
трудолюбие,
организованность,
добросовестное отношение к
делу, инициативность;
любознательность,
потребность
помогать
другим, уважение к чужому
труду и результатам труда,
культурному наследию;
Младшие школьники
получат возможность для
формирования:
устойчивого
познавательного интереса к
творческой деятельности;
осознанных
устойчивых
эстетических
предпочтений, ориентаций на
искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
возможности
реализовывать
творческий
потенциал в собственной
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных
учебных действий обучающиеся
научатся:
выбирать
художественные
материалы, средства художественной
выразительности
для
создания
творческих работ;
решать художественные задачи
с опорой на знания о цвете, правилах
составления композиций, усвоенные
способы действий;
учитывать
выделенные
ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
в
своей
творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку
своих работ окружающих;
работать с разнообразными
материалами и создавать образы
посредством различных технологий;
вносить
необходимые
коррективы в действие после его
завершения наоснове оценки и в
зависимости от характера сделанных
ошибок.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
осуществлять констатирующий
и предвосхищающий контроль по
результату
и
способу
действия,
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
самостоятельно
адекватно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в
исполнение действия как по ходу его
реализации,так и в конце действия;
пользоваться
средствами
выразительности языка декоративноприкладного
искусства,
художественного конструирования в
собственной художественно-творческой
деятельности;
моделировать новые формы,
различные
ситуации;
путем
трансформации известного создавать
новые образы средствами декоративноприкладного творчества;
7
художественно-творческой
деятельности, осуществлять
самореализацию
и
самоопределение личности
на эстетическом уровне;
эмоциональноценностного отношения к
искусству и жизни, системы
общечеловеческих
ценностей.
осуществлять поиск информации
с использованием литературы и
средств массовой информации;
отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность
реализации
собственного
или
предложенного
замысла.
В сфере познавательных
универсальных учебных действий
учащиеся научатся:
различать
изученные
виды
декоративно-прикладного
искусства,
представлять себе их место и роль в
жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять
практические навыки и умения в
художественном творчестве;
осваивать
особенности
художественных
выразительных
средств,
материалов
и
техник,
применяемых
в
декоративноприкладном творчестве;
развивать художественный вкус
как
способность
чувствовать
и
воспринимать многообразие видов и
жанров
искусства;
фантазию,
воображение,
художественную
интуицию,
память;
критическое
мышление,
способности
аргументировать свою точку зрения по
отношению
к
различным
произведениям
изобразительного
декоративно-прикладного искусства;
художественно-образному,
эстетическому
типу
мышления,
формированию целостного восприятия
мира.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
создавать и преобразовывать
схемы и модели для решения
творческих задач;
понимать
культурноисторическую
ценность
традиций,
отраженных в предметном мире, и
уважать их;
более углубленному освоению
понравившегося
ремесла
и
изобразительно-творческой
деятельности в целом.
8
В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий
учащиеся научатся:
первоначальному
опыту
осуществления
совместной
продуктивной деятельности;
сотрудничать
и
оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со
сверстниками и взрослыми;
формировать
собственное
мнение и позицию.
Обучающиеся возможность
научиться:
учитывать и координировать в
сотрудничестве
отличные
от
собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную
позицию;
задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнером;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
.
9
Содержание курса «Умелые ручки»
1год обучения
№
п/п
1
Перечень
разделов
Введение:
правила техники
безопасности
Содержание разделов
Всег
о
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях;
1
материалами и оборудованием; инструктаж по правилам
техники безопасности.
2.
Бумагопластика
3.
Бисероплетение
4.
Изготовление
кукол
5.
Пластилинографи
я
История возникновения и развития бумагопластики, сведения
о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с
техникой создания работ с бумаги разными способами.
Способы декоративного оформления готовых работ.
Инструктаж
по
правилам
техники
безопасности.
Последовательность выполнения работы с использованием
аппликации из кусочков бумаги. Благоприятные цветовые
сочетания. Пространственные представления. История
возникновения символов. Закрепление умений и навыков
работы с использованием мятой и рваной бумаги.
Последовательность выполнения работы в составлении
мозаичного панно. Изготовление поделок с помощью техники
плетения из бумаги, техника «Оригами».
Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления фигурок животных на плоской основе:
параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника
выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.
Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение отдельных элементов на основе изученных
приёмов. Сборка брошей.
Знакомство с историей возникновения куклы.
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки, или как
самим сделать народную куклу. Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология
создания силуэтной куклы. История русского народного
костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика
в русском народном костюме. Оплетение с использованием
пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Прикрепление
элементов к основе. Создание композиции.
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его
свойства иприменение. Материалы и приспособления,
применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник
работы с пластилином. Знакомство с понятием «натюрморт».
Закрепление знаний о колорите осени. Прием «вливания
одного цвета в другой».
Приём «Раскатывание».
Сплющивание, разглаживание поверхностей в
создаваемых объектах. Развитие практических умений и
навыков.
Создание
заданного
образа
посредством
пластилинографии. Особенности построения композиции
зимнего леса. Создание сюжета по сказке «Теремок».
Композиция и цвет в расположении элементов на
поверхности. Соединение частей изделия путем сглаживания
мест скрепления («Грибок»). Создание сюжета в полуобъеме
(тарелка). Создание композиции из отдельных деталей с
8
4
7
12
10
использованием имеющихся навыков работы с пластилином в
технике «мазок пластилином», плавное «вливание» одного
цвета в другой на границе их соединения («Времена года»).
Выполнение лепной картины, когда детали предметов
сохраняют объем и выступают над поверхностью основы
(«Декоративные цветы», «Подснежники»). Выполнение
тонких и удлиненных лепестков.
Всего
№
п/п
1
33
Перечень
разделов
Введение:
правила
техники
безопасности
2.
Пластилиногра
фия
3.
Бумагопластик
а
4.
Бисероплетени
е
2 год обучения
Содержание разделов
Всего
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; 1
материалами и оборудованием; инструктаж по правилам
техники безопасности.
Полуобъемное изображение на плоскости.
Мультипликационные герои. Создание композиции в
полуобъеме из пластилина. Целостность объекта из отдельных
деталей, использование имеющихся навыков: придавливание
деталей к основе, примазывание, приглаживание границ
соединения отдельных частей. Осенний натюрморт.
Знакомство с жанром изобразительного искусства –
натюрмортом. Лепка отдельных деталей. Использование
разнообразного материала. Знакомство с жанром
изобразительного искусства – портретом. Цветовое решение.
Знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Контраст.Использование работ в интерьере. Матрешка народная игрушка. История создания матрешки. Отражение
характерных особенностей оформления матрешки.
История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая
справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с
бумагой. Разнообразие техник работы с бумагой. Условные
обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Знакомство с технологией работы с креповой бумагой.
Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Цветы:
роза, тюльпан, пион. «Снежинка» - откуда появилась снежинка.
Изучение особенностей возникновения истроения снежинок.
Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной
снежинки. Знакомство с видом вырезания – силуэтным
вырезанием. Историческая справка о данном виде работы.
Технология выполнения силуэтного вырезания.
Композиционное построение сюжета.
Техника параллельного низания. Мышка, кит. Знакомство с
техникой объемного параллельного плетения. Технология
слоистого плетения. Выполнение объемных миниатюр
8
10
8
11
Изготовление
кукол
5.
«Мышка», «Кит». Техника параллельного низания. «Бабочка»
- т технология слоистого плетения. Техника двойного
соединения. Правила выполнения объемных миниатюр на
проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера.
Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объем
миниатюр. Выполнение объемной миниатюры «Бабочка».
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ
образцов. Приемы бисероплетения, используемые для
изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое
плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника
выполнения элементов аппликации. Выбор материалов.
Цветовое и композиционное решение. Выполнение отдельных
элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и
закрепление бисерных элементов. Использование аппликации
для оформления открытки, интерьера. Бисерная цепочка с
петельками. Низание из бисера в одну нить: простая цепочка,
цепочка с бусинками. Назначение и последовательность
выполнения. Условные обозначения. Выполнение различных
подвесок и их подплетению к цепочкам.
Народная кукла. Русские обряды и традиции. Классификация
6
кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
Бесшовные куклы. Технология изготовления бесшовных кукол.
Материалы и инструменты. Кукла на счастье, утешница,
веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным
картам. Кукла-ремесленник, хозяйка-рукодельница. Элементы
русского народного костюма. Создание образа. Символика
кукол. Традиционные приемы изготовления куклы.
Всего
№
п/п
1
2.
34
Перечень
разделов
Введение.
Правила
техники
безопасности
Пластилиногр
афия
3 год обучения
Содержание разделов
Всего
Правила техники безопасности. Вводное занятие. Декоративноприкладное искусство в интерьере. Основные декоративные
элементы интерьера. Правила техники безопасности.
1
Пластилинография как способ декорирования. Декорирование
предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
Фоторамка – приемы пластилинографии, используемые при
оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы.
Цветовое решение. Создание эскиза. Рамка для детской
фотографии – ягодка, сердце, цветочная. Работа с инструкцией.
Определение порядка работы. Подсвечник, анализ образцов
подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое
решение. Композиция. Подбор способов и приемов
изготовления подсвечника. Эскиз. Композиция. Выбор техники
исполнения. Ваза - исторический экскурс. Вазы из
венецианского стекла с применением технологии миллефиори.
9
12
3.
Бумагопласти
ка
4.
Бисероплетен
ие
6.
Изготовление
кукол
Ваза как подарок или часть интерьера. Оформление
поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
Объемно-пространственная композиция - общие понятия
построения объемно-пространственной композиции. Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и
объектовисторической и современной архитектуры.
«Сказочный город». Беседа о русской средневековой
архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных
замков. Техника их выполнения с использованием пластилина
и бросового материала (пластиковая тара). Работа с
инструкционной картой. Выполнение макета сказочного замка
из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание
элементов композиции. Работа над композицией ведется от
центра к периферии.
Что
такое
бумажное
конструирование.
Основы
конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой
бумажной скульптуры. Конструирование из бумажных полос знакомство с технологией создания изделий из бумажных
полос. Выполнение творческих работ (лебедь, цветок, сердце и
т.д.) в технике бумажной пластики.Способы закручивания
прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и объемных криволинейных
(цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус
(низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Создания
конкретной
игрушки(получение
конусов,
цилиндров).
Самостоятельное создание разных конструкций на основе
конусов и цилиндров, изменение основных способов,
комбинирование их, дополнение полученной основы
самостоятельно изготовленными разными деталями. Игрушки:
лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.
Техника
«французского»
плетения
(низания
дугами).Назначение и правила выполнения «французского
плетения».Изготовление объемных цветочков (цветок с
круглыми лепестками). Бисерные «растения» в горшочках.
Приемы бисероплетения, используемые для изготовления
цветов. Комбинирование приемов. Техника выполнения
серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ
моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов
цветов. Сборка изделия – букета цветов. Составление
композиций весенних, летних, осенних изимних букетов.
Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к
основе. Объемные картины – панно, выполненные на
проволоке. Техника двойного соединения. Правила выполнения
объёмных миниатюрна проволоке. Анализ образцов. Выбор
проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем
выполнения
объемных
миниатюр.Плетение
объемных
миниатюр на основе изученных приемов. Подготовка основы
декоративного
панно:
обтягивание
картона
тканью.
Составление
композиции.
Прикрепление
элементов
композиции к основе.
Сувенирная кукла. Сувенир. Виды и назначение сувениров.
Анализ работы по созданию сувенирной куклы.Оберег.
Символика оберегов. Домовенок. Оберег как субъект культуры
и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.
10
6
7
13
Кукла-шкатулка. Беседа, демонстрация образца. Материалы и
инструменты. Последовательность выполнения работы.
Всего
34
4 год обучения
№
п/п
1.
2.
Перечень
разделов
Введение.
Правила
техники
безопасности
Пластилиногр
афия
3.
Бумагопласти
ка
4.
Бисероплетен
ие
Содержание разделов
Правила техники безопасности. Вводное занятие. Знакомство с
разнообразием технологий и материалов для созданий изделий
декоративно-прикладного искусства. Работа над проектом.
Правила техники безопасности.
Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы.
Краткая беседа о содержании работы в технике
пластилинография на прозрачной основе (с использованием
бросового материала). Этапы и способы нанесения рисунка на
основу. Технология создания панно. Наглядная демонстрация
готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.
Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается
так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.
Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка
выполняется тонкими линиями. Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета
изображения и фона, нужно помнить о контрастности и
сочетании цветов. Выполнение практической работы.
Самостоятельное использование освоенных способов для
создания новых, более сложных композиций. Разработка и
выполнение
авторских
работ.
Творческо-поисковая,
самостоятельная, коллективная деятельность.
Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания
новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы
решения, подбор соответствующий материалов, определение
последовательности выполнения работы. Кошка, собака.
Завивка, закругления. Развивать умение самостоятельно
«включать» способ конструирования в процесс изготовления
различных поделок. Активизировать воображение детей.
Совершенствовать умение самостоятельно анализировать
готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их
создания. Использование приема завивки, закруглении с целью
получения заданного образа. Эльф, ангел.
Бисероплетение
как
способ
оформления
интерьера.
Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.
Современные направления бисероплетения. Использование
бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места.
Правильное положение рук и туловища во время работы.
Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Праздничные
сувениры. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления изделий: параллельное,
петельное,
игольчатое
плетение,
низание
дугами.
Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов
изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное
Всего
1
7
10
8
14
6.
Всего
Изготовление
кукол
решение. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек.
Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов
изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.
Цветочные композиции – букеты. Основные приёмы
бисероплетения, используемые для изготовления цветов:
параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.
Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки,
лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов цветов.
Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление
композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона
тканью. Прикрепление элементов композиции к основе.
Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются
частыми действующими лицами произведений искусства,
сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое
направление современного прикладного творчества. Виды,
жанры кукол и их назначение. Техника исполнения.
Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники
исполнения.
Совместное
с
учащимися
определение
последовательности действий для создания авторской куклы.
Подготовительная работа. Знакомство с литературой по
созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов.
Подготовка материалов и инструментов. Самостоятельная
(коллективная) творческая деятельность. Планирование этапов
работы. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы,
выполнение костюма, композиция костюма, оформление
куклы, выставочная деятельность.
7
34
15
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тематическое планирование
с определением видов учебной деятельности учащихся
1 год
Тема
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
учащихся
Введение: правила техники
1
безопасности.
1
Освоение основных видов материалов
Пластилинография
Вводное занятие. «Путешествие
(природные, бумага, тонкий картон, ткань,
в Пластилинию».
клейстер, клей), свойств материалов, из
которых можно лепить, плести, сделать
Плоскостное изображение.
1
аппликацию, мозаику, панно, оригами на
«Подарки осени».
уровне общего представления; овладение
Знакомство со средствами
1
названиями
ручных
инструментов,
выразительности. «Червячок в
приспособлений и правил работы с ними;
яблочке».
соблюдение
технологической
«Кактус в горшке»
1
последовательности
изготовления
Плоскостное изображение.
1
несложных
изделий:
разметка,
резание,
«Рыбка»
сборка, отделка; освоение основных видов
«Натюрморт из чайной
1
отделки:
раскрашивание,
аппликации,
посуды»
прямая
строчка
и
ее
варианты;овладение
Рельефное изображение.
1
разными приемами разметки деталей из
«Ферма»
бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов,
Знакомство с симметрией.
1
перегибания;
овладение
способами
Аппликация «Бабочки»
соединения
с
помощью
клейстера,
клея
Божьи коровки на ромашке
1
ПВА; пластилина, ниток, переплетения;
Лепная картина. Формирование
1
различными
способами
выполнения
композиционных навыков.
аппликации, мозаики, плетения, разными
«Цветы для мамы»
приемами лепки; изучение названий и
«Ромашки»
1
назначений
ручных инструментов
и
«Снегурочка в зимнем лесу»
1
приспособления шаблонов, правил работы
1
Бумагопластика
ими; организация рабочего места в
Вводное занятие «Технология
соответствии с используемым материалом и
изготовления поделок на основе
поддержание порядка во время работы;под
использования мятой бумаги».
руководством учителя анализ изделия,
«Волшебные комочки».
планирование; последовательности его
Фрукты
1
изготовления и осуществление контроля
«Чудо – дерево»
1
результата
практической
работы
по
Искусство оригами. История.
1
шаблону, образцу изделия, рисунку; работа
Изготовление игрушки в
1
индивидуально и парами с опорой на
технике оригами.
готовый план в виде рисунков, инструктажа;
Новогодняя игрушка. Символ
1
осуществление работы над проектом
года
(думать, рассуждать вслух, спорить,
Открытка к Новому году
1
делиться своим жизненным опытом,
Праздничный салют
1
разбираться в предлагаемом задании,
1
Бисероплетение
способах его выполнения, выстраивать
Вводное занятие. Основные
цепочку своих практических действий);
виды бисерного искусства.
осуществление контроля качества работы
Техника безопасности.
друг друга; соблюдение правил безопасной
Знакомство с основными
1
работы инструментами, указанными в
технологическими приемами
программе; резка ножницами; соединение
низания на проволоку
16
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Всего
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в
технике параллельного низания
(утенок, лягушка, гусь, божья
коровка, черепаха, бабочка,
стрекоза, и др.)
Низание крестиками
Изготовление кукол
Вводное занятие. История
куклы. Техника безопасности
Кукла на картонной основе.
Композиция «В лесу»
Кукла – актер.
Аппликация.
Пальчиковые куклы.
Куклы- актёры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
детали клеем; эстетичное оформление
изделий аппликацией, прямыми стежками и
их вариантами, проявление элементов
творчества; овладение названиями и
назначением
ручных
инструментов
(ножницы,
игла)
и
приспособлений
(шаблон, булавки), правила работы с ними;
лепка разными способами (размазывать
пластилин на основе, скатывать жгутики,
шар, примазывать одну часть к другой;
способы:
сплющивание,
вытягивание,
скручивание, вдавливание); вырезание из
бумаги детали прямоугольного контура, в
форме круга, овала, симметрично; анализ
формы, цвета и размера реальных объектов,
соблюдение их при выполнении изделий;
исследование, наблюдение, сравнивание,
сопоставление материалов, их видов и
свойств (цвет, фактура, форма и др.).
2 год
Тема
Кол-во
часов
Введение: правила техники безопасности
1
1
Пластилинография
Лепка животного.
Лепка животного из целого куска
1
пластилина.
Полуобъемное изображение на
1
плоскости. «Мультипликационные герои»
Жанр изобразительного искусства 1
натюрморт. «Осенний натюрморт»
Жанр изобразительного искусства –
1
портрет. «Веселый клоун»
Жанр изобразительного искусства –
1
пейзаж. «Цветение лотоса»
Работа с гипсом.
1
Оформление фигурки из гипса.
1
Оформление народной игрушки в технике
1
пластилинография. «Матрешка»
1
Бумагопластика
История бумаги. Технологии работы с
бумагой
Цветы из бумаги.
1
Вырезаем снежинки.
1
Новогодняя открытка
1
Складываем бумагу в технике оригами.
1
Животные.
Складываем бумагу в технике оригами.
1
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Овладение
знаниями
на
уровне представлений:
— об элементарных общих
правилах
создания
рукотворного
мира
(прочность,
удобство,
эстетическая выразительность
– симметрия, асимметрия,
равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и
окружающей среды;
—
профессиях
мастеров
родного края,
— характерных особенностях
изученных
видов
декоративно-прикладного
искусства;
— самостоятельный отбор
материалов и инструментов
для
работы;
подготовка
рабочего места в соответствии
с
видом
деятельности,
поддерживание порядка во
время
работы,
уборка
рабочего места; выделение,
называние
и
применение
17
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Всего
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Птицы.
Складываем бумагу в технике оригами.
Создание композиции.
Складываем бумагу в технике оригами.
Подводные мир.
Аппликация из цветной бумаги. Работа с
шаблонами.
Аппликация из гофрированной бумаги.
Бисероплетение
Поделки из бисера. «Дерево счастья».
Поделки из бисера. «Дерево счастья».
Техника параллельного низания.
«Мышка», «Кит»
Техника параллельного низания.
«Бабочка»
Аппликация из бисера. «Подарок к 8
марта»
Бисерная цепочка с петельками.
Бисерная цепочка с петельками
Бусы, браслеты из бисера.
Изготовление кукол
История народной куклы. Куклы разных
народов
Народная кукла. Русские обряды и
традиции
Бесшовные куклы
Техника – продевания. «Кукла –
ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Театр, где кукла актёр.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
3 год
Тема
Кол-во
часов
Вводное занятие. Повторение правил
1
безопасности. Чему будем учиться.
Пластилинография – как способ
декорирования
Вводное занятие.
Декоративно – прикладное искусство
в интерьере.
Интерьер моего дома.
Фоторамка
Подсвечник
Ваза
Объемно – пространственная
композиция «Сказочный город»
Работа с гипсом. Инструктаж.
Фоторамка из гипса.
изученных общих правил
создания рукотворного мира в
своей предметно-творческой
деятельности;
самостоятельное выполнение
в предложенных ситуациях
доступных заданий с опорой
на инструкционную карту,
соблюдая общие правила
поведения, делать выбор,
какое мнение принять в ходе
обсуждения – свое или
высказанное другими; умение
применять освоенные знания и
практические
умения
(технологические,
графические,
конструкторские)
в
самостоятельной
интеллектуальной
и
практической деятельности.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Овладение знаниями на уровне
представлений:
— о характерных особенностях
изученных
видов
декоративноприкладного искусства,
—
о
профессиях
мастеров
прикладного искусства (в рамках
изученного);
узнавание
и
называние
по
характерным особенностям образцов
или по описанию изученные и
распространенные в крае ремесла;
соблюдение правил безопасного
пользования
домашними
электроприборами (светильниками,
18
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Бумагопластика
Объёмная аппликация из бумаги.
Объёмная аппликация из бумаги.
Изготовление открытки.
Цветы из бумаги.
Что такое бумажное
конструирование? Основы
конструирования из бумаги
Конструирование из бумажных
полос
Базовые фигуры (цилиндры и
конусы) и приемы работы
Работа с бумагой в технике оригами.
Работа с бумагой в технике оригами.
Композиции из бумаги по выбору
учащихся.
Композиции из бумаги по выбору
учащихся.
Бисероплетение
Техника «французского» плетения
Техника «французского» плетени
Бисерные «растения» в горшочках
Бисерные «растения» в горшочках
Объемные картины – панно,
выполненные на проволоке
Объемные картины – панно,
выполненные на проволоке
Изготовление кукол
Сувенирная кукла.
Сувенирная кукла.
Оберег. Символика оберегов.
Домовёнок
Изготовление куклы «Домовёнок».
Кукла – шкатулка
Оформление куклы – шкатулки
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
звонками,
телеи
радиоаппаратурой);
владение
технологией
ручной
обработки материалов, элементами
графической грамоты;
изучение названий и свойств
наиболее
распространенных
искусственных и
синтетических материалов (бумага,
металлы, ткани);
отработка
последовательности
чтения и выполнения разметки
разверток с помощью контрольноизмерительных
инструментов;
основных линий чертежа (осевая и
центровая); соблюдение правила
безопасной работы канцелярским
ножом; выполнение косой строчки,
ее
варианты,
их
назначение;
овладение названиями нескольких
видов информационных технологий
и
соответствующих
способов
передачи информации (из реального
окружения
учащихся);
умение
частично самостоятельно:
— читать простейший чертеж (эскиз)
разверток;
— выполнять разметку разверток с
помощью чертежных инструментов;
— подбирать и обосновывать
наиболее
рациональные
технологические
приемы
изготовления изделий;
— выполнять рицовку;
— оформлять изделия и соединять
детали косой строчкой и ее
вариантами;
—
находить
и
использовать
дополнительную информацию из
различных источников (в том числе
из сети Интернет),
—
решать
доступные
технологические задачи.
4 год
№п/п
1
2
Тема
Введение: правила техники безопасности
Чему будем учиться на занятиях
Пластилинография
Панно из пластилина. Знакомство
Кол-во
часов
1
1
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Овладение знаниями на
уровне представлений:
об основных правилах
19
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Всего
принципами работы
Панно из пластилина. Коллективная работа
Перенесение рисунка на прозрачную основу.
Подбор цветовой гаммы. Нанесение
пластилина на прозрачную основу.
Нанесение пластилина на прозрачную основу.
Тематические композиции. Творческопоисковая, самостоятельная, коллективная
деятельность.
Творческо-поисковая, самостоятельная,
коллективная деятельность
Бумагопластика
Смешанные базовые формы в бумажном
конструировании
Смешанные базовые формы в бумажном
конструировании
Завивка, закругления
Поделки из бумаги. Завивка и закругления
Аппликация. Изготовление открытки.
Объёмная аппликация. Работа в группах.
Двухмерное оригами. Изготовление цветов.
Двухмерное оригами. Изготовление цветов.
Коллективная работа
Трёхмерное оригами.
Трёхмерное оригами.
Бисероплетение
Бисероплетение – как способ оформления
интерьера
Бисероплетение – как способ оформления
интерьера
Праздничные сувениры
Изготовление сувениров.
Изготовление сувениров.
Цветочные композиции – букеты
Цветочные композиции – букеты.
Индивидуальная работа.
Цветочные композиции – букеты.
Коллективная работа.
Изготовление кукол
Авторская кукла
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Работа над образом. Эскиз
Подготовка материалов и инструментов.
Выбор техники исполнения.
Самостоятельная (коллективная) творческая
деятельность
Самостоятельная (коллективная) творческая
деятельность
Выставка работ учащихся.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
дизайна и их учете при
конструировании изделий
(единство формы, функции
и
декора;
стилевая
гармония), о правилах
безопасного пользования
бытовыми
приборами;
закрепление
умений
организовывать
и
выполнять
свою
художественнопрактическую
деятельность
в
соответствии
с
собственным
замыслом;
использовать знания и
умения, приобретенные в
ходе изучения технологии,
изобразительного
искусства
и
других
учебных предметов,
в
собственной
творческой
деятельности.
20
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№
Виды контроля
1.
Предварительное
выявление уровня
знаний и умений
Текущий контроль
2.
3.
Тематический
контроль
4.
Итоговый контроль
Цель организации контроля
Формы
организации
контроля
Выявление знаний, умений и навыков Индивидуальный устный
учащихся по курсу, который они будут контроль
изучать
Осуществляется в повседневной работе с Устный фронтальный
целью проверки усвоения предыдущего контроль
материала и выявления пробелов в
знаниях учащихся
Осуществляется периодически по мере Комбинированный
прохождения нового раздела и имеет контроль
целью систематизации знаний учащихся
Проводится по окончании каждого года Индивидуальный
обучения с целью выявления уровня контроль
знаний учащихся
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок
успешного её освоения:
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть
конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность,
чистота исполнения;
21
Материально-техническое обеспечение курса «Умелые ручки»
1. Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы
2. по предмету.
3. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
4. Телевизор, видеоплеер, флеш-накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон.
5. Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры.
6. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
7. Стол учительский с тумбой.
8. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
9. Настенные доски.
10. Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).
11. Подставки для книг, держатели таблиц, схем.
Литература
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного
творчества: учебно-методическое пособие/С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица,
А.В. Шушпанова; под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2009. – 347
2. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
3. Паньшина И.Г. Декоративно-прикладное искусство. Мн., 2011. - 112с.
22