Приложение 4
к Основной общеобразовательной программе
- образовательной программе начального общего образования
МАОУ «СОШ № 2»
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
МАОУ «СОШ № 2»
Протокол № ___ от _______2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 2»
________________Т.Ю. Калугина
Приказ № _____ от _______2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАОУ «СОШ 2»
П. Покровск-Уральский
П. Баяновка
2025 г
1
Содержание
1.1.
1.2.
1.3.
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ
Цель и задачи воспитания
Направления воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания.
РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Уклад образовательной организации
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Кадровое обеспечение.
Нормативно-методическое обеспечение.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
Анализ воспитательного процесса.
2
3
4
4
5
6
7
7
12
21
20
21
22
22
23
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МАОУ «СОШ № 2» (далее – программа)
разработана:
-на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
-на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
-стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
- приказ Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16 ноября 2022 года «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с
примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с
учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования,
соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности
в образовательной организации;
-разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией;
-реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно
с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
-предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм
и ценностей;
-предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание,
за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной организации.
3
Программа воспитания МАОУ «СОШ № 2» разработана с целью систематизации
и модернизации компонентов воспитательной системы учреждения, является мобильной,
корректируемой и изменяемой.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ «СОШ № 2» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ «СОШ № 2»
планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в МАОУ «СОШ № 2»:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ «СОШ № 2»:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
4
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ «СОШ № 2» планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
5
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение
которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для
выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
– знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
России, её территории, расположении;
–сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
– понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства;
– понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
– имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
– уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
– сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
– доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
– Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
– Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
6
– Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
– способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
– проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
– владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
– ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
– сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
– сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
– проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
– проявляющий интерес к разным профессиям;
– участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
– понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
– выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
–выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
– обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании;
– имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад образовательной организации
7
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 2» (далее – школа) имеет 3 корпуса. Корпус 1 построен в
1954 году, расположен в поселке Покровск-Уральский Североуральского городского
округа, вдали от г. Североуральска 7 км. Здание школы построено по типовому проекту,
шлакоблочное, 2 этажа. Проектная наполняемость на 200 мест. Общая площадь
помещения 1909 кв.м. Корпус 2 здание детского сада расположено в пос. ПокровскУральский, по адресу Ленина 10. Корпус 3 построен в 1970 году, расположен в поселке
Баяновка, по адресу ул. Гагарина, д. 7. Здание школы имеет 3 этажа, площадь 2076,2 кв.м.
Проектная наполняемость 540 мест. В корпусах школы созданы необходимые условия для
безопасной жизнедеятельности обучающихся и педагогов, соответствующие требованиям
санитарного законодательства, охраны труда и пожарной безопасности. Здания школ
обеспечено средствами пожаротушения в полном объеме, оснащено автоматической
пожарной сигнализацией с голосовым оповещением. Установлено аварийное освещение,
видеонаблюдение.
МАОУ «СОШ № 2» сельская школа. В школе 9 классов.
В корпусе 1 имеется 14 учебных кабинетов, библиотека, спортивный зал, имеются
пришкольная спортивная площадка, игровая площадка, 3 специализированных кабинета
"Точки роста". В зимнее время осуществляется лыжная подготовка обучающихся.
В школе есть спортивный зал площадью 151,8 кв. м., столовая на 60 посадочных
мест; оборудован 1 кабинет информатики на 6 рабочих мест.
В корпусе 3 имеется 10 учебных кабинетов, 1 из них компьютерный класс, актовый
зал площадью 148, 5 кв.м , спортивный зал площадью147, 4 кв.м, столовая на 44
посадочных места, библиотека с читальным залом на 8 рабочих мест.
Школа работает в режиме пятидневной недели. Занятия для обучающихся
организованы в первую смену.
МАОУ «СОШ № 2» является единственным образовательным учреждением в
поселках. Из-за удаленности от города и отсутствием других образовательных
учреждений особое место в школе отводится организации внеурочной деятельности через
творческие объединения, кружки и спортивные секции. Развиты направления
дополнительного образования – физкультурно-спортивное, естественнонаучное,
художественное, социально-гуманитарное.
В 2017 году в корпусе 1 создан школьный спортивный клуб «Лидер» и в 2019 году
в корпусе 3 создан школьный спортивный клуб «Старт», которые является одним из
основных направлений развития спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное
время в школе в рамках реализации ФГОС и дополнительного образования. В 2022
учебном году открыт центр детских инициатив - место встречи с детским, родительским,
педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных
мероприятий, проектной деятельности.
Целью Школы является создание благоприятной образовательной среды,
способствующей
раскрытию
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепления
здоровья школьников.
Основным видом деятельности МАОУ «СОШ № 2» (далее – Школа) является
реализация общеобразовательных программ:
8
образовательная программа дошкольного образования;
основная общеобразовательная программа начального общего образования;
основная общеобразовательная программа основного общего образования;
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для детей с задержкой психического развития (7)
Процесс воспитания в МАОУ «СОШ № 2» основывается на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка – неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении его в образовательной организации;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных
отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем – личностные
и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а
воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания
как условия его эффективности;
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне
учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения,
особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример
учителя, его внешний вид, культура общения и т.д.
Процесс воспитания в МАОУ «СОШ № 2» ориентирован на интеграцию урочной и
внеурочной деятельности, дополнительного образования через создание событийного
пространства в
детско-взрослой среде.
В школе сложилась
система
традиционных школьных событий, в которую включены не только обучающиеся, их
семьи и педагогические работники, но и социальные партнеры.
Создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его
роль в этих совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора). Педагоги
школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
9
Стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов (День здоровья; День памяти Героя Советского Союза Хасана Заманова,
выпускника школы, участников боевых действий в Афганистане; акции; общешкольные
праздники; месячник безопасности; легкоатлетический пробег «Кросс Наций»; лыжня
России; день героя Отечества; конкурс чтецов «Мы помним о Вас»; и др.)
В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся,
а также их социальная активность.
При разработке и реализации программы воспитания используются ресурсы
школы (праздники, соревнования, КТД), а также учреждений культуры, расположенных в
поселке. Общешкольные дела включены в рабочую программу воспитания, календарный
план воспитательной работы и являются компонентом внеурочной деятельности.
Используются собственные кадровые ресурсы (учителя начальных классов, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, классные
руководители, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, советник
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениям).
Контингент учащихся школы составляют в основном дети из семей рабочих.
Общее количество обучающихся в школе 97 .На начало учебного года в 1корпусе
76, во втором корпусе 21.
Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
•
удаленностью от крупных культурных центров;
•
значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие
из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
•
уменьшением доли родителей, имеющих высшее и среднее профессиональное
образование.
Социальные партнёры МАОУ «СОШ № 2»
Социальные
партнеры
Учреждения
дополнительного
образования детей
МАУ ДО
"Центр
внешкольной
работы"
МАУ
ДО
«Североуральская
спортивная школа»
МАУ ДО
«Детский
оздоровительнообразовательный Центр
психологопедагогической помощи
«Остров»
Учреждения
Городской
культуры:
Функции (задачи)
Расширение
сферы
творческой
самореализации
учащихся с учетом
их индивидуальных
склонностей
и
возможностей;
расширение
сферы
занятия
спортом,
консультативная,
психологопедагогическая помощь
детям,
родителям,
педагогам
Содействие
формировании
10
в
Формируемый
социальный опыт
Опыт интеллектуального,
технического, художественного
творчества; развитие потребности
занятий спортом; опыт инициации
социальных акций и участия в
них;
опыт делового взаимодействия,
опыт
коммуникативной деятельности;
проявление милосердия, заботы,
поддержки.
Опыт
самореализации,
самоутверждения,
адекватного
самовосприятия
в
кризисной
ситуации; гармонизация детскородительских отношений.
Опыт работы с музейной
экспозицией; читательский опыт,
краеведческий музей
Городская библиотека
Библиотека п.ПокровскУральский
Библиотека п.Баяновка
ДК «Современник»
Клуб
пос.ПокровскУральский
Клуб
п.Баяновка
«Сосновый бор»
социального
опыта
детей
на
основе
музейной педагогики,
социальной
практики
общественных фондов,
информационного
многообразия
библиотечных фондов
Приобщение
к
богатству
классического
и
современного
искусства, воспитание
уважения к творчеству
исполнителей,
развитие эстетического
кругозора
Образовательные
Развитие
учреждения:
представлений
о
ГАПОУ
СО перспективах
своего
«Североуральский
профессионального
политехникум»
образования и будущей
профессиональной
деятельности
Спортивные
Расширение
базы
сооружения
(стадион занятий
физической
«Горняк»,
бассейн культурой и спортом.
«Нептун»)
опыт работы с библиотечным
фондом,
опыт
поиска
необходимой информации; опыт
связи с общественными фондами
и
взаимодействия
с
представителями
различных социальных групп.
Опыт восприятия
спектакля, кинофильма,
музыкального произведения;
формирование
зрительской
культуры;
опыт
восприятия
спектакля (кинофильма).
Умение ориентироваться на
рынке труда, в мире профессий, в
системе
профессионального
образования, соотносить свои
интересы и возможности с
профессиональной перспективой
Развитие потребности занятий
спортом; опыт выбора видов
спорта
в
соответствии
с
физическими
возможностями;
опыт поведения на воде, обучение
плаванию.
Государственное
Охрана
здоровья, Содействие школе и семье
в
бюджетное учреждение профилактика
утверждении ценностей здорового
здавоохранения
заболеваний; контроль образа жизни;
Свердловской области санитарноподдержка социализации детей с
«Североуральская
гигиенических
норм проблемами здоровья и развития.
городская больница»
образовательного
Североуральский
учреждения
филиал ФБУЗ «Центр
гигиены
и
эпидемиологии
в
Свердловской области»
Заповедник «Денежкин Социальное
Опыт участия в природоохранной
камень»
партнерство
со деятельности;
проведения
школьным коллективом доступных
экологопо
эколого- биологических
исследований,
биологической
опытной работы; опыт участия в
направленности
общественных
движениях
«Родники», «За чистоту родного
края» и др.
Североуральская
Содействие
Опыт участия в социальных
11
территориальная
избирательная комиссия
формировании
роли гражданина,
гражданских прав и
обязанностей;
правовому воспитанию
проектах, социальной активности,
принятие роли гражданина
Правоохранительные
органы
Формирование
антикоррупционного
мировоззрения,
профилактика
правонарушений
Опыт
взаимодействия
с
гражданами,
структурами
гражданского
общества
и
органами государственной власти
в рамках антикоррупционной
политики,
профилактика
правонарушений
Обучающиеся под руководством классного руководителя, учителей-предметников,
педагога-организатора, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями принимают участие в коллективных творческих делах
разной направленности.
Организационно-правовая форма образовательной организации – учреждение.
Учреждение оказывает образовательные услуги по уровням образования: дошкольное
образование, начальное общее образование, основное общее образование; по подвидам
дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых. Целью
деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного,
начального общего и основного общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования. Образовательные
программы с углублённым изучением учебных предметов не реализуются. В учебный
план включены курсы по решению участников образовательных отношений.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Инвариативные модули.
Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел:
– общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
– участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;
– торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
– церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов
за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
12
– социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных
партнёров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;
– проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
– разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел
гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной и другой направленности;
– вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
– наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся:
– планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
– инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
– организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
– сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
– выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в образовательной организации;
– изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями (законными представителями), учителями, а также (при необходимости) с
педагогом-психологом;
– доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
13
беседы индивидуально и вместе с их родителями (законными представителями), с
другими обучающимися класса;
– индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
– регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или)
разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
– проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
– организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
– создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
– привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
– проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки):
– максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
– включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
– включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
– выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
– применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
14
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
– побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
– организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
– инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
– курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
– курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
– курсы, занятия экологической, природоохранной направленности (экологические акции,
участие во всероссийских уроках и мероприятиях экологической, природоохранной
направленности;
– курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
– курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
– курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий:
– общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами образовательной организации;
–
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
– экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
– литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые
педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей
науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
– выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
15
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
размещение карт России, региона, муниципального образования (современных и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях образовательной организации или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в
истории России; памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и другое;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,
логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно, так и
в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
16
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся:
Создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной
организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Наблюдательном
совете образовательной организации;
Тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения
и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки
и внеурочные занятия;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители (законные представители) могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных
российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
17
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной
организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов,
опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и
другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, обучающиеся с ОВЗ и другие).
18
Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация».
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации:
Встречи с людьми разных профессий. Результатом такого мероприятия могут стать не т
олько новые знания о профессиях, но и гордость конкретного ученика за родителей.
Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недоста
тках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Это форми
рует представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через
участие в различных видах деятельности. Частью этих игр могут быть деловые игры, п
омогающие осознать ответственность человека за благосостояние общества на основе ос
ознания «Я» как гражданина России.
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы.
Вариативные модули
Модуль «Дополнительное образование»
Школьный театр «Премьера»
"Самоделкин" для 1-4 классов
«Плавание» для 1-4 классов
«Умницы и умники» 4 класс
«Волшебная радуга» для 1-4 классов
«Умелые ручки»
Модуль «Детские общественные объединения»
19
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» - программа воспитания детей
младшего
школьного
возраста,
созданная
на
принципах патриотизма
и
гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям
российского общества, развитию социальной активности каждого ребёнка и умений
командного взаимодействия.
Участниками программы становятся не только дети, но и педагоги, родители,
ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые
проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт
командной работы, где «один за всех и все за одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней
единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного
единства, День матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный
день книгодарения, День защитника Отечества, День космонавтики, Международный
женский день, День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у школьников самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний лес», «Приметы весны» и т.п.);
-ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников;
-выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в учреждения
культуры.
РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение.
Педагогические работники, сотрудники МАОУ «СОШ № 2», реализующие функции
планирования, организации, реализации и обеспечения воспитательной деятельности:
-Заместитель директора;
Педагог-организатор;
Классные руководители;
20
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учителя – предметники;
Педагоги дополнительного образования;
Педагог-библиотекарь;
- Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями (должность введена 1 сентября 2022)
Психолого - педагогическим сопровождением обучающихся, в том числе детей с
ОВЗ, привлечены следующие специалисты: педагог - психолог, социальный педагог,
логопед
Привлекаются специалисты других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и другие).
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
- сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу
педагогических работников (работа школы наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по
вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим
проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
-участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания;
-участие в работе городских методических объединений, представление опыта работы
школы.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Перечень локальных нормативных документов МАОУ «СОШ № 2», в которые
вносятся изменения в соответствии с рабочей Программой воспитания:
- Положение о классном руководстве
- Положение об организации внеурочной деятельности
–Положение
о
совете
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
- Положение школьного спортивного клуба
-Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в МАОУ «СОШ № 2»
-Положение о классном руководстве.
-Положение о дежурстве.
- Положение о школьном методическом совете.
- Положение о внутришкольном контроле.
- Положение о Совете профилактики.
-Положение о ПМПК.
- Положение об организации дополнительного образования.
- Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
- Положение о школьном театре.
-Положение о школьном музее.
21
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы.
3.3.Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
В МАОУ «СОШ № 2» обучаются дети с ОВЗ (дети с задержкой психического
развития). Требования к организации среды для обучающихся отражаются в
адаптированных основных образовательных программах.
Дети получают образование, на равных, со всеми школьниками, создана
благоприятная доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным контролем
педагогов и социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в
различных формах жизни детского сообщества, участвовать в конкурсных мероприятиях,
в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
-публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
22
обучающихся). В школе практикуются общешкольные линейки и праздники в честь
победителей различных конкурсов и олимпиад.
-соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости
при выдвижении кандидатур);
-регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
-сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды);
-привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, сторонних организаций, их статусных представителей;
-дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме
индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или
названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может
заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
23
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
Условия организации воспитательной работы по четырем составляющим:
нормативно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническое обеспечение;
удовлетворенность качеством условий.
Анализ организации воспитательной работы по следующим направлениям:
- реализация внеурочной деятельности;
- реализация воспитательной работы классных руководителей;
- реализация дополнительных программ;
- удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы.
Проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и анализа ее
качества, анкетирование.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса, их достижения в конкурсах
и мероприятиях, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством
результатов воспитательной работы.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора, советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
24
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Диагностика «Творческие достижения школьников».
Классные руководители
проводят учет результативности участия детей в творческих конкурсах и мероприятиях,
благотворительных акциях, социальных проектах, социально значимой деятельности.
В качестве инструмента оценки - таблица достижений. Она позволит систематизировать
сведения, для их анализа.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
-какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год;
-какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора, советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Чтобы выявить, удовлетворены ли родители и школьники качеством
образовательных услуг, чаще всего используют анкетирование.
Часть вопросов такого анкетирования затрагивает и организацию воспитательной
деятельности: качество организации внеурочной деятельности; качество воспитательной
деятельности классного руководителя; качество дополнительного образования.
Анализ ответов позволит оценить степень удовлетворенности результатами
воспитательной работы. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
-реализацией воспитательного потенциала урочной деятельности;
- качеством проводимых общешкольных основных дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- качеством создания и поддержки предметно-пространственной среды школы;
- качеством взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности по профилактике и безопасности;
-реализации потенциала социального партнерства;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
25
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе совместно с советником директора по
воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом.
26