1. Планируемые результаты освоения факультативного курса
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- умение осмысливать прочитанное;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях
общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
обучающихся основной школы;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего
мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- создание письменных текстов различных типов с использованием необходимых речевых
средств;
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе
получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке.
2. Содержание учебного курса
Комплексный анализ текста включает:
Чтение текста
Определение темы, основной мысли текста
Определение заголовка текста
Определение стиля текста, типа текста
Составление плана текста
Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Составление собственных текстов различных жанров
Речь. Речевая деятельность.
Основные особенности функциональных стилей, языка художественной литературы.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная и второстепенная
информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).
Информационная переработка текста.
Написание сочинений.
Культура речи.
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Общие сведения о языке.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, использование
их в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Фонетика.
Фонетический анализ слова.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование.
Морфемный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология.
Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления слова и различение в
речи). Лексический анализ слова.
Морфология.
Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского
литературного языка (нормы образования форм слов разных частей речи и их
употребление). Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность связность, завершённость). Внутритекстовые средства
связи. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфографический анализ текста и пунктуационный анализ текста.
3. Тематическое планирование
5 класс
№ Тема урока
Содержание урока
Выразительное чтение и понимание текста (5 часов)
1
Знакомство с основными приёмами выразительного чтения
Приёмы
. Выразительное чтение текстов с соблюдением пауз,
выразительного
нужной интонации
чтения. Паузы,
интонация
2
Приёмы
Знакомство с основными приёмами выразительного чтения
выразительного
. Логическое ударение. Выразительное чтение текстов с
чтения. Логическое
соблюдением пауз, нужной интонации, логического
ударение
ударения
3
Приёмы понимания
Выразительное чтение текстов с соблюдением пауз,
текста. Вопросы к
нужной интонации, логического ударения. Вопросы к
автору
автору, прогнозирование ответов
прогнозирование
ответов
4
Приёмы понимания
Приёмы понимания текста. Подтекст
текста. Подтекст
5
Хорошее чтение –
Работа над выразительным чтением текста
ключ к пониманию
текста
Текст. Его признаки (6 часов)
6
Тема текста
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
7
Основная мысль
Текст. Выразительное чтение текста. Основная мысль
текста
текста. Определение темы, основной мысли текста.
Определение заголовка текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
8
Абзац
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Виды связи
предложений в тексте.
Цепная связь
Виды связи
предложений в тексте.
Параллельная связь
Виды связи
предложений в тексте.
Смешанная связь
Стили речи.
«Книжные» стили
речи. Научный стиль
Стили речи.
«Книжные» стили
речи.
Публицистический
стиль
Стили речи.
«Книжные» стили
речи. Официальноделовой стиль
Особенности
разговорного стиля
основной мысли текста. Членение текста на абзацы.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста, способов цепной связи. Практикум
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста, способа параллельной связи.
Практикум
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста. Определение вида связи
предложений в тексте
Стили речи (5 часов)
Научный стиль и его языковые средства. Составление
таблицы «Особенности научного стиля». Анализ текстов
научного стиля
Публицистический стиль и его языковые средства.
Составление таблицы «Особенности публицистического
стиля». Анализ текстов публицистического стиля
Официально-деловой стиль и его языковые средства.
Составление таблицы «Особенности официально-делового
стиля». Анализ текстов официально-делового стиля
Разговорный стиль и его языковые средства. Составление
таблицы «Особенности разговорного стиля». Анализ
текстов разговорного стиля
Особенности стиля
Художественный стиль и его языковые средства.
художественной
Составление таблицы «Особенности художественного
литературы
стиля». Анализ текстов художественного стиля
Типы текста (3 часа)
Типы текста. ТекстТипы речи, особенности текста-повествования.
повествование
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение типа текста. Выполнение
разных видов языкового анализа на материале текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
Типы текста. ТекстТипы речи, особенности текста-описания. Определение
описание
темы, основной мысли текста. Определение заголовка
текста. Определение типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Типы текста. ТекстТипы речи, особенности текста-рассуждения. Определение
рассуждение
темы, основной мысли текста. Определение заголовка
текста. Определение типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Орфограммы и пунктограммы в текстах (6 часов)
Орфограммы в тексте
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста. Нахождение слов с изученными
орфограммами, орфографический разбор
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Проверочная работа по
теме «Орфограммы в
тексте»
Работа над ошибками
Пунктограммы в
тексте
Написание проверочной работа по теме «Орфограммы в
тексте»
Работа над ошибками
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста. Нахождение слов с изученными
пунктограммами, пунктуационный разбор предложений
Проверочная работа по Написание проверочной работа по теме «Пунктограммы в
теме «Пунктограммы в тексте»
тексте»
Работа над ошибками
Работа над ошибками
Анализ структурных единиц разных уровней языка (8 часов)
Фонетический разбор
Фонетический разбор слова
слова
Звукопись
Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
основной мысли текста. Наблюдения за звукописью, её
ролью в тексте
Словообразовательный Словообразовательный и морфемный разбор слова
и морфемный разбор
слова
Особенности
Особенности употребления частей речи в тексте
употребления частей
речи в тексте
Морфологический
Морфологический разбор
разбор
Виды предложений по Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
цели высказывания и
основной мысли текста. Частичный синтаксический разбор
эмоциональной
предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске
окраске
Виды предложений по Текст. Выразительное чтение текста. Определение темы,
количеству главных и основной мысли текста. Частичный синтаксический разбор
второстепенных
предложений по количеству главных и второстепенных
членов предложения
членов предложения
Синтаксический
Синтаксический разбор предложений
разбор предложений
Обобщение изученного (1 час)
Комплексный анализ
Чтение. Определение темы, основной мысли текста.
текста
Определение заголовка текста. Определение стиля текста,
типа текста. Составление плана текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического и пунктуационного анализа текста
7 класс.
№ Тема урока
1
Текст. Основная
мысль текста.
Содержание урока
Текст. Основная мысль текста. Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Разные виды языкового анализа (фонетический,
морфологический, синтаксический) на материале текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
2
Текст. Простой и
сложный план.
3
Практикум.
Составление текста о
лингвистическом
словаре.
Типы речи,
особенности текстаповествования.
4
5
Типы речи,
особенности текстаповествования.
6
Практикум.
Составление текстаповествования по
сюжетным
картинкам.
Типы речи,
особенности текстарассуждения.
7
8
Типы речи,
особенности текстарассуждения.
9
Практикум.
анализа текста
Текст. Простой и сложный план. Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Разные виды языкового анализа (фонетический,
морфологический, синтаксический) на материале текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Типы речи, особенности текста-повествования. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Типы речи, особенности текста-повествования. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Типы речи, особенности текста-рассуждения. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Типы речи, особенности текста-рассуждения. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
10
Составление текстарассуждения.
Морфологические
признаки причастия
11
Роль причастий и
причастных оборотов
в речи
12
Роль причастий и
причастных оборотов
в речи
13
Практикум. Создание
текста-повествования
по сюжетным
картинкам.
Морфологические
признаки
деепричастия
14
15
Роль деепричастий и
деепричастных
оборотов в речи.
16
Роль деепричастий и
деепричастных
оборотов в речи.
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Морфологические признаки причастия. . Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль причастий и причастных оборотов в речи. . Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль причастий и причастных оборотов в речи. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Морфологические признаки деепричастия. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
17
Морфологические
признаки наречия.
18
Роль наречий в
тексте.
19
Наречия-синонимы
20
Наречия-антонимы
21
Морфологические
признаки предлогов
22
Производные
предлоги и их
омонимы
23
Роль предлогов в
речи
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Морфологические признаки наречия. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль наречий в тексте. Виды речевой деятельности
(чтение). Определение темы, основной мысли текста.
Определение заголовка текста. Определение стиля текста,
типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа
на материале текста. Выполнение орфографического
анализа и пунктуационного анализа текста
Наречия-синонимы. Виды речевой деятельности (чтение).
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Наречия-антонимы. Виды речевой деятельности (чтение).
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Морфологические признаки предлогов. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Производные предлоги и их омонимы. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль предлогов в речи. Виды речевой деятельности
(чтение). Определение темы, основной мысли текста.
Определение заголовка текста. Определение стиля текста,
24
Морфологические
признаки союзов
25
Союзы и их омонимы
26
Употребление частиц
в тексте
27
Употребление частиц
в тексте
28
Употребление
междометий в речи
29
Морфологические
средства
выразительности
30
Практикум.
Лингвистический
анализ текста
типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа
на материале текста. Выполнение орфографического
анализа и пунктуационного анализа текста.
Морфологические признаки союзов. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Союзы и их омонимы. Виды речевой деятельности (чтение).
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Употребление частиц в тексте. Виды речевой деятельности
(чтение). Определение темы, основной мысли текста.
Определение заголовка текста. Определение стиля текста,
типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа
на материале текста. Выполнение орфографического
анализа и пунктуационного анализа текста
Употребление частиц в тексте. Виды речевой деятельности
(чтение). Определение темы, основной мысли текста.
Определение заголовка текста. Определение стиля текста,
типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа
на материале текста. Выполнение орфографического
анализа и пунктуационного анализа текста
Употребление междометий в речи. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Морфологические средства выразительности. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
31
Практикум.
Лингвистический
анализ текста
32
Практикум.
Комплексный анализ
текста.
33
Практикум.
Комплексный анализ
текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
34
Практикум.
Комплексный анализ
текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
8 класс.
№ Тема урока
1
Текст.
Функциональные
стили языка
2
Особенности текста
научно-популярного
подстиля
3
Особенности текста
научно-популярного
подстиля
4
Особенности текста
Содержание урока
Основные особенности функциональных стилей.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Основные особенности научно-популярного подстиля.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение стиля текста, типа
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста.
Основные особенности научно-популярного подстиля.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Основные особенности публицистического стиля.
публицистического
стиля
5
6
7
8
9
10
11
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Орфографический
анализ и пунктуационный анализ текста.
Стилевое своеобразие Стилевое своеобразие употребления составного именного
употребления
сказуемого. Виды речевой деятельности (чтение).
составного именного Определение темы, основной мысли текста. Определение
сказуемого
заголовка текста. Определение стиля текста, типа
текста. Орфографический анализ и пунктуационный анализ
текста.
Назывные
Назывные предложения как средство выразительности в
предложения как
публицистике. Виды речевой деятельности (чтение).
средство
Определение темы, основной мысли текста. Определение
выразительности в
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
публицистике
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста.
Роль безличных
Роль безличных предложений в тексте. Виды речевой
предложений в тексте деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста.
Роль обобщённоРоль обобщённо-личных предложений в тексте. Виды
личных предложений речевой деятельности (чтение). Определение темы,
в тексте.
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Роль неопределённо- Роль неопределённо-личных предложений в тексте. Виды
личных предложений речевой деятельности (чтение). Определение темы,
в тексте
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Экспрессивное
Экспрессивное использование односоставных
использование
предложений.
односоставных
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
предложений
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
ХудожественноХудожественно-изобразительные свойства однородных
изобразительные
членов предложения. Виды речевой деятельности (чтение).
свойства однородных Определение темы, основной мысли текста. Выполнение
членов предложения
разных видов языкового анализа на материале текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
12
Художественноизобразительные
свойства однородных
членов предложения
13
Обращение как
изобразительное
средство синтаксиса
14
Сравнение как
средство языковой
выразительности
15
Роль предложений с
обособленными
членами в тексте
16
Роль предложений с
обособленными
членами в тексте
17
Роль предложений с
обособленными
членами в тексте
18
Изобразительные
возможности
предложений в
вводными словами.
Художественно-изобразительные свойства однородных
членов предложения. Виды речевой деятельности (чтение).
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Обращение как изобразительное средство синтаксиса. Виды
речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Сравнение как средство языковой выразительности.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Роль предложений с обособленными членами в тексте.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль предложений с обособленными членами в тексте.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Роль предложений с обособленными членами в тексте.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Изобразительные возможности предложений в вводными
словами. Виды речевой деятельности (чтение).
Определение темы, основной мысли текста. Определение
заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста.
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного
анализа текста
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Синтаксические
средства
выразительности.
Синтаксические средства выразительности. Виды речевой
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста.
Синтаксические
Синтаксические средства выразительности. Виды речевой
средства
деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли
выразительности.
текста. Определение заголовка текста. Определение стиля
текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста.
Практикум.
Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
Лингвистический
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
анализ текста.
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Практикум.
Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
Лингвистический
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
анализ текста.
орфографического анализа и пунктуационного анализа
текста
Практикум.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
Комплексный анализ основной мысли текста. Определение заголовка текста.
текста.
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Практикум.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
Комплексный анализ основной мысли текста. Определение заголовка текста.
текста.
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Сочинение на тему,
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
связанную с анализом темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
текста
Главная и второстепенная информация текста.
Информационная переработка текста.
Характеры героев и
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
отношение к ним
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
автора
Главная и второстепенная информация текста.
Информационная переработка текста.
Основная
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
нравственная идея
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
текста.
Главная и второстепенная информация текста.
Информационная переработка текста.
Основная
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
нравственная идея
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
текста.
Главная и второстепенная информация текста.
29
Подбор примеровиллюстраций из
текста
30
Подбор примеровиллюстраций из
текста
31
Практикум.
Сочинение на
нравственную тему
Практикум.
Сочинение на
нравственную тему
Практикум.
Сочинение на
нравственную тему
Практикум.
Сочинение на
нравственную тему
32
33
34
Информационная переработка текста.
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
Главная и второстепенная информация текста.
Информационная переработка текста.
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
Главная и второстепенная информация текста.
Информационная переработка текста.
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Написание сочинения. Виды речевой деятельности
(письмо). Оценивание правильности и эффективности речи
Список используемой литературы.
1. Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный
экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.5-8 класс-М: ЦТ Сфера,
2020
2. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап
подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
3. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5-8
класс ФГОС_4-е изд., перераб. и доп.- М: Изд-во «Экзамен»,2018