Спортивная оздоровительная физическая культура

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа «Спортивная оздоровительная физическая культура» реализует спортивнооздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования третьего поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению –
это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего
детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в
связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много
объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и
снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным
фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми,
незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения
здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному
распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том
числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с
раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание
новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешныелюди.
Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей
судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению,
самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться,
продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Физкультура – путь к здоровью»включает в себя знания, установки, личностные ориентиры
и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического
здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры
здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию
ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так
и практическую части – организация подвижных игр. Путей и программ, направленных на
первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами,
предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё
начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа
жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие
коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения,
ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра –
естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой
воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные
подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки
детей.
Цели программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в
достижении успеха.
 приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное
время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.


Задачи, решаемые в рамках данной программы:
 обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
 познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать

их при организации досуга;
 профилактика вредных привычек;
 воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,
заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
 развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально чувственную
сферу;
 воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как
наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Количество часов внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному
направлению «Спортивная оздоровительная физическая культура» и их место в учебном
плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортивная оздоровительная физическая культура» рассчитана на проведение занятий с
детьми 7-11 лет (1-4 класс):
1
2
3
4

класс – 33 часа;
класс – 34 часов;
класс – 34 часов;
класс – 34 часов.

70%содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность
учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на все
возможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных
соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком
знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического
поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает,
что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении
личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на

самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и
персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего
школьного возраста.
Каждоезанятиедолжноприноситьдетямчувствоудовлетворения,лёгкостии
радости.
Данная программа строится на принципах:
Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по
состоянию здоровья школьников.
 Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.
 Коллективности–ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с
окружающими, с одноклассниками.
 Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
 При этом необходимо выделить практическую направленность курса.


Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к
вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым–значит быть счастливыми успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных
ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам
спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами
(мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулки игр на свежем воздухе в любое
время года;
– активное использование спортивной площадки
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского
травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;–организация
встреч родителей с медицинским работником.
Формы занятий:
•
беседы
•
игры
•
элементы занимательности и состязательности
•
викторины
•
конкурсы
•
праздники
•
часы здоровья
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для
внеурочных занятий. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению
учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете
для внеурочных занятий.
Содержание программы:
Вводное занятие (1ч)
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу,
в школе, на льду, на реке, на морозе.
Народные игры(18ч.)
Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь»,«Коршун»,«Горелки»,«У
медведявобору»,«Гуси-Лебеди»,«Филинипташка»,«Блуждающиймяч»,«Зарница»,
«Аленушка и Иванушка», «Утки и гуси», «Сельди в бочке».«Пчёлки и ласточка».
Разучивание игр разных народов. Украинские народные игры:«Высокий дуб»,«Колдун»,
«Мак», «Перепёлочка»..
Белорусские народные игры:«Заяц-месяц»,«Иванка»,«Хлоп,
хлоп, убегай!». Игры народов Востока: «Скачки» ,«Собери яблоки».
Подвижные игры(70ч.)
Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря
(мяча) и без него, игры с заучиванием слов.
Играя, подружись с бегом(20ч.): «Класс, смирно», «За флажками», «Море волнуется–
раз», «Бездомный заяц», «Салки по кругу», «Пустое место», «Кто быстрее?», «С умей
догнать», «Колдунчики»,«Дорожки»,«Караси и щука»,«Змейка»,«Пятнашки обыкновенные»,
«Салка»,
Игры–эстафеты(6ч.):«Команда быстро ногих»,«Большая круговая эстафета»,
«Эстафеты-поезда»,.
Игры с прыжками (12ч.): «Попрыгунчики-воробушки» «Зайцы в огороде», «Поймай
лягушку», «Придумай и покажи», эстафеты с длинными скакалками, с короткими
скакалками, «Чемпионы скакалки», «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Болото»,
«Чехарда»
Кто сильнее? Игры-соревнования(6ч.): «Бой петухов»,«Борьба всадников»,
Мой весёлый звонкий мяч! (20ч.)Игра «Салки с мячом».«Мяч–соседу»,«Пушбол»,
«Быстро мяч передавай - свою ловкость развивай», «Метко в цель», «Салки с большими
мячами» «Попади вкруг», «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «С бей кеглю»,
«Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Мяч водящему», «Поймай мяч»,
«Обгони мяч», «Блуждающий мяч».
Сюжетные игры (6ч.):«Птица без гнезда», «Два мороза» «Мы - весёлые ребята»,
«Космонавты», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки», «Вороны и воробьи».
Спортивные праздники (11ч.)
«Я в руках её кручу и скачу, скачу, скачу».«Кузнечик», «Сказочные эстафеты», «Папа, мама,
я–спортивная семья»,«В здоровом теле–здоровый дух» «Неразлучные друзья – взрослые и
дети!» «Самый здоровый класс», «Дальше, быстрее, выше», «Чтоб болезней не бояться,

надо спортом заниматься».
Что нужно знать и уметь, чтобы ни когда не болеть!(15ч)
Полезные и вредные привычки. (5ч.) Сон и его значение для здоровья человека.
Просмотри обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от
алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Режим дня школьника. Солнце,
воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила личной гигиены.
Здоровое питание(6ч) Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём
столе. Фрукты – лучшие продукты. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Очень
вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.
Что такое здоровая пища и как её приготовить. Как питались в стародавние времена и
питание нашего времени.
Лечебная физкультура.( 4ч.) Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры
«Баба Яга», «Три характера». Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. Как
избежать искривления позвоночника. Упражнения для правильной осанки.
Планируемые результаты освоения программы:
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): при обретение школьниками
знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике
безопасности при занятии спортом; о русских народных играх и играх разных народов; о
правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и
обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к
спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
•
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
•
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
•
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными
результатами изучения курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
•
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
•
осуществлятьконтроль,коррекциюиоценкурезультатовсвоейдеятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:

проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
•
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
•
обращаться за помощью;
•
формулировать свои затруднения;
•
предлагать помощь и сотрудничество;
•
слушать собеседника;
•
договариваться и приходить к общему решению;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
осуществлять взаимный контроль;
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование
первоначальных
представлений
о
значении
спортивнооздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в
обществе.
•
•
•

овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки,
подвижные игры и т.д.)
•

Результатом практической деятельности по программе «Спортивная
оздоровительная физическая культура» можно считать следующие критерии:
 Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
 Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
 Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
 Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и
вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические
выступления.
 Классный руководитель координирует проектную работу учащихся,
направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья.
Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных
классов школы.
 Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Формы подведения итогов работы:
Анкетирование детей
Мониторинг состояния здоровья детей Спортивные праздники с привлечением
родителей
Врезультатеосвоенияпрограммногоматериалаповнеурочнойдеятельности
учащиеся должны:
иметь представление:
•
о
связи
занятий физическими упражнениями с укреплением
здоровья и повышением физической подготовленности;
•
о режиме дня и личной гигиене;
•
о вредных и полезных привычках;

о народных играх;
о различных видах подвижных игр;•
о соблюдении правил игры.

•
•
•

уметь:
•
применять на практике приобретенные
знания о правилах ведения
здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
•
играть в подвижные игры;
•
применять игры самостоятельно;
•
соблюдать правила игры;
•
работать в коллективе

ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

№ Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие
Народные игры
Подвижные игры
Спортивные праздники
Что нужно знать и уметь, чтобы
главное не болеть!

1кл.

2 кл.

3кл.

4 кл.

Всего часов

1
5
22
2
3

5
22
3
4

5
22
3
4

5
22
3
4

1
20
88
11
15

33

34

34

34

135

Содержание программы
№

1.
2.

Раздел

I

класс
Вводное
1
занятие
Народные игры Разучивание
русских
народных
игр «Кот и
мышь»,«Кор
шун»
«У медведя
во бору»,
«Филин
пташка».

II

III

IV

класс
-

класс
-

класс
-

Разучивание
русских
на
родных
игр
«Горелки»,
«Пчёлки
и
ласточка»,
«Блуждающий
мяч»,«Зарница
»,
«ГусиЛебеди»,
«Скачки»,
«Собери
яблоки»,
«Перепёлочка»

Разучивание
народных игр
«Высокий
дуб», Колдун»,
«Мак»,
«Аленушка и
Иванушка»

Разучивание
народных
игр «Заяц-месяц»,
«Иванка»,
«Хлоп,
хлоп,
убегай!»,
«Утки и гуси»,
«Сельди в бочке»

3.

Подвижные
игры

«Птица без
гнезда»,
«Бездомный
заяц»
«Класс,
смирно»,
«За
флажками».
«Попрыгунчи
киворобушки»,
Разучивание
игр эстафет
«Команда
быстроногих»
«Зайцы в
огороде»
«Бой
петухов»,
«Борьба
всадников»,
«Море
волнуется –
раз», «Пустое
место», «Кто
быстрее?»,
«Сумей
догнать»,
«Колдунчики
», «Два
Мороза»,
«Дорожки»,
«Караси и
щука»,
«Змейка»,
«Пятнашки
обыкновенны
е»,«Салка»,
«Поймай
лягушку»,
«Придумай
«Охотники
«Поймай
мяч»,
«Обгони
мяч»,

Разучивание
«Два мороза» «Большая
игр
эстафет «Мяч– соседу» круговая
«Команда
«Пустое
эстафета»
быстроногих» место»
«Пушбол»
«Зайцы
в «Салки
с «Салки по кругу»
огороде»
мячом».
«Поймай
«Бой петухов», «Кто
лягушку»,
«Борьба
быстрее?»,
«Быстро мяч
всадников»,
«Сумей
передавай
свою
«Море
догнать»,
ловкость
волнуется
– «Колдунчики», развивай»
раз», «Пустое «Два Мороза»,
место», «Кто
«Дорожки»,
быстрее?»,
«Караси
и
«Сумей
щука»,
догнать»,
«Змейка»,
«Колдунчики» «Пятнашки
,«Два
обыкновенные
Мороза»,
»,
«Дорожки»,
«Салка»,
«Караси
и «Поймай
щука»,
лягушку»,
«Змейка»,
«Придумай
и покажи»,
«Пятнашки
эстафеты
с длинными
обыкновенные скакалками, с короткими
»,
скакалками,
«Салка»,
«Чемпионы
«Поймай
скакалки»,
лягушку»,
«Кто дальше»,
«Придумай
и «Перетягивани
покажи»,
эстафеты
с едлинными
прыжками»,
скакалками, с «Болото»,
короткими
скакалками,
«Чехарда»,
«Чемпионы
«Метко
в
скакалки»,
цель», «Салки
«Кто дальше», с большими
«Перетягивани мячами»
е прыжками», «Попади
«Болото»,
в
круг»,
«Чехарда»,
«Быстрые и меткие»,
и покажи»,
и утки», «Мяч водящему»,

4.

«Блуждающий
мяч».
«Мы
весёлые ребята»,
«Космонавты»,«В
олк во
рву»,
«Кошки-мышки»,
«Пчёлки
и
ласточки“, Белые
медведи”,“Вороны
и воробьи».

«Метко в цель»,
«Салки
с
большими
мячами» «Попади
в круг», «Быстрые
и
меткие»,
«Попади
и
поймай», «Сбей
кеглю»,
«Вышибала»,
«Народный мяч»,
«Охотники
и
утки»,
«Мяч
водящему»,
«Поймай
мяч»,
«Обгони
мяч»,
«Блуждающий
мяч».
«Мы
весёлые ребята»,
«Космонавты»,
«Волк
во
рву»,
«Кошкимышки», «Пчёлки
и
ласточки,
“Белые медведи”,
“Вороны
и
воробьи».

«Попади поймай»,
«Сбей кеглю»,
«Вышибала»,
«Народный мяч»,
«Охотники и
утки», «Мяч
водящему»,
«Поймай мяч»,
«Обгони
мяч»,
«Блуждающий
мяч».
«Мы
весёлые ребята»,
«Космонавты»,
«Волк
во
рву», «Кошкимышки»,«Пчёлки
и ласточки“
“Зайцы и волк”,
“Белые медведи”,
“Вороны
и
воробьи».

Спортивные Спортивный
праздники праздник
для
младших
школьников
«Кузнечик»,«Я в
руках её кручу и
скачу,
скачу,
скачу».

Спортивноигровая
программа
«Сказочные
эстафеты»,
«Самый здоровый
класс»
«В
здоровом
теле–
здоровый дух»

Праздник «Папа,
мама,
я
–
спортивная
семья», «Дальше,
быстрее,
выше»
«В здоровом теле–
здоровый дух»

Спортивноигровая
программа
«Неразлучны
е друзья –
взрослые и
дети!», «Чтоб
болезней не
бояться, надо
спортом
заниматься»

5.

Все
го

Что нужно
знать
и
уметь,
чтобы
никогда не
болеть!

Полезные
привычки. Режим
дня
школьника.
Полезные
и
вредные жвачки,
конфеты,
шоколадки .Игры
на
коррекцию
эмоциональной
сферы
ребёнка.
Игры «Баба Яга»,
«Три характера».

34

Как
правильно
есть.
Режим
питания. Беседа
«О
пользе
завтрака» Вредные
привычки.
Курение–это
болезнь. Учимся
приёмам массажа
и
самомассажа.
Сон
и
его
значение
для
здоровья человека

34

Полезные
привычки.
«Солнце, воздухи
вода
–
наши
лучшие друзья».
Вредные
привычки. Вред
от алкоголя.
Овощи и фрукты
на твоём столе.
Викторина «День
соков», Правила
личной гигиены.
Что
такое
здоровая пища и
как
её
приготовить

34

Вредные
привычки.
Наркотически
е вещества.
Токсические
вещества.
Релаксационн
ые
упражнения
для
снятия
напряжения с
мышц
туловища,
рук,
ног.
Закаливание,
здоровое
питание,
физическая
культура
и
хорошее
настроение –
составляющи
е
здоровья.
Как питались
в стародавние
времена
и
питание
нашего
времени. Как
избежать
искривления
позвоночника
Упражнения
для
правильной
осанки.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».