МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАОУ "СОШ № 2"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
[Укажите должность]
[Укажите должность]
[Укажите должность]
________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4625421)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов
РУССКИЙ ЯЗЫК
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение
предмета «Русский язык» в третьем классе включает следующие разделы:
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение
гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки,
различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и
непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Ударение, нахождение
в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Графика.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, абзаца.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по
первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например,
фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне,
приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение
понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в
однокоренных
(родственных)
словах.
Наблюдение
за
единообразием
написания корней. Различение однокоренных слов и различных форм одного
и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать
приставку
от
предлога.
Умение
подбирать
однокоренные
слова
с
приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное,
имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы,
различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе
(склонение).
Определение
падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами
существительными в различных падежах.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы.
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с
существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин).
Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение.
Общее
представление
о
местоимении.
Личные
местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о
неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее,
прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический
разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных.
Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о
прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение
выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу
(без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными
грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения
по
цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Главные
члены
предложения:
подлежащее
и
сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение
главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения,
состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений.
Запятая в сложных предложениях.
Орфография
и
пунктуация.
Формирование
орфографической
зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,
нож, рожь, мышь);
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного
и
бытового
общения
(приветствие,
благодарность, обращение с просьбой).
прощание,
извинение,
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление
вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и
ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями
на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование,
описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по
сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных
рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных
предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение
устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие
текста.
Последовательность
предложений
в
тексте.
Последовательность частей текста.
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста. План текста. Типы
текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство
с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов;
использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный и сжатый
рассказ по картинке и серии картинок. Изложение под руководством учителя,
по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый
рассказ по картинке и серии картинок.
Основная форма организации учебных занятий по русскому языку –
урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются уроки знакомства
с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки
обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного,
уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 136 часов
(по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП
продолжительность
уроков
составляет
40 минут.
Количество
часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может
корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом
психофизических особенностей обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному
предмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам и
конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку,
действовать в соответствии с инструкцией учителя);
старательности;
подчинении дисциплинарным требованиям;
адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
порядке в учебных принадлежностях;
бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
самостоятельных вопросах по содержанию учебного материала;
проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу
соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию
(диалогические умения);
грамматически правильной речи;
овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
возможности
аргументировать
свои
решения,
говорить
об
испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
возможности выразительно читать текст;
стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения
проявляется в:
умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать
очередность, уступать;
понимании того, что каждый продукт и каждая вещь является
результатом чьего-то труда и бережном отношении к вещам;
невербально
проявляемой
вежливость
(улыбка
при
встрече,
обращении);
умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
согласие (стремлении) делиться своими имуществом или знаниями;
умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в
конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных
нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
проявляется в:
желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
способности следить за своим внешним видом;
заинтересованности
в
процессе
прослушивания
литературных
произведений.
Сформированность
навыков
продуктивной
межличностной
коммуникации проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре,
не разрушая общего замысла;
способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение
коммуникативного партнера;
умении справедливо распределять обязанности в паре;
умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
умении
проявлять
терпение,
корректно
реагировать
на
чужие
оплошности и затруднения;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность
самосознания,
в
т.ч.
адекватных
представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется
в:
умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и
порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться
новому и т.д.);
осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность
самооценки в деятельности);
осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти,
повторите, пожалуйста);
осознании затруднений (не понимаю, не успел);
возможности анализировать причины успехов и неудач;
разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи
педагога;
умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения
других по отношению к себе.
Примеры оценки личностных результатов.
Параметр: Сформированность навыков продуктивной межличностной
коммуникации.
Дескрипторы и критерии их оценки:
Умение обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику:
0 баллов – фактически не просит взрослого (пусть сам понимает), а у
сверстника просто забирает необходимое ему;
1 балл – иногда пытается спросить-попросить, но не очень понятно или
вежливо;
2 балла – умеет вежливо и понятно обратиться.
Способность объяснять что-либо, выслушивать объяснение или
мнение коммуникативного партнера:
0 баллов – непонятно объясняет и плохо слушает;
1 балл – что-то одно относительно удается;
2 балла – может и то, и другое.
Умение справедливо распределять обязанности в паре:
0 баллов – не может распределить обязанности, действует в свою
пользу или в ущерб себе;
1 балл – иногда справляется с задачей;
2 балла – умение полноценно.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по
учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные,
коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом.
Сформированные
познавательные
универсальные
учебные
действия проявляются в:
умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для
объяснения написания орфограмм;
умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные
члены предложения;
умении классифицировать предложения по интонации;
умении использовать схему для конструирования предложения по
заданным условиям;
находить нужную информацию в словарях учебника;
умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы,
используемые на уроках;
осуществлять элементарный синтаксический и морфологический
разбор;
сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в
однокоренных словах;
умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную
группу или обобщать объекты: части речи, простые и сложные
предложения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов;
овладение
понятиями,
требующимися
при
обучении
учебному
предмету: корень, приставка, окончание, суффикс, существительное,
прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются в:
понимании инструкции, предложенной классу;
удержании инструкции;
умении составить план действий;
умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий:
написание текста, проверка безударной гласной, синтаксический
разбор предложения);
умении оценить результат действий (на материале практической
деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному
действию);
умении выслушивать не перебивая;
умении сопоставлять результат с образцом;
умение найти ошибки у соседа;
умении найти ошибки у себя.
Сформированные
коммуникативные
универсальные
учебные
действия проявляются в:
умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных
ситуаций;
умении рассказывать о событии;
умении решить спор договоренностью;
умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
умении аргументировать свое мнение;
умении убеждать;
умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия
проявляются в:
способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной
деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением
или знанием (инициативность);
беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения
(ответственность);
беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это
исправить (в т.ч. плохую оценку);
умении адекватно оценить свое поведение;
умении адекватно оценить поведение партнера;
умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не
жребий);
готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Примеры
критериев
результатов.
оценки
дескрипторов
метапредметных
Беспокойство о некачественно выполненной работе и стремление это
исправить (в т.ч. плохую оценку)
0 баллов
Игнорирует
1 балл
такую При указании может При
необходимость
при
2 балла
даже принять
меры
к принимать
неоднократных исправлению
напоминаниях
указании
согласен
меры
к
исправлению ситуации
ситуации, но делает
это редко
Возможность самостоятельно прочитать и понять текст задания
0 баллов
1 балл
Не может
Выполняет
2 балла
с Выполняет
ошибками и помощью
Умение использовать схему для конструирования предложения по
заданным условиям
0 баллов
1 балл
Не справляется
Справляется
2 балла
с В целом справляется
помощью и ошибками
Предметные результаты. В конце 3-го класса обучающийся:
находит в словах изученные орфограммы;
списывает и пишет под диктовку текст, включающий изученные
орфограммы и знаки препинания в конце предложения, проверяет
написанное;
проводит элементарный синтаксический разбор, различает главные и
второстепенные члены предложения;
употребляет термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные
члены предложения»;
различает предложения по интонации;
различает простые и сложные предложения;
устанавливает связь слов в словосочетании с помощью вопросов;
называет изученные части речи;
определяет число, род имен существительных и прилагательных;
склоняет имена существительные единственного числа;
согласовывает имена существительные и прилагательные в роде, числе,
падеже;
изменяет глаголы по временам;
подбирает однокоренные слова;
подбирает антонимы, синонимы;
пользуется словарями учебника;
проводит морфологический разбор простых по структуре слов (корень,
приставка, окончание, суффикс) с опорой на наглядную схему;
восстанавливает деформированный текст;
озаглавливает текст;
пишет изложения простых по лексике и содержанию текстов;
пишет объявления, поздравления, почтовый адрес.
Примеры контрольно-оценочных материаловикритериев оценки
предметных результатов.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
учителем
традиционно по пятибалльной шкале в ходе промежуточной и итоговой
аттестации (выполнение тестовых заданий по темам, разделам, комплексной
контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительных заданий).
Вариант тестового задания (комплексной контрольной работы) учитель
определяет самостоятельно, учитывая индивидуальные способности к
усвоению материала по русскому языку каждым учеником.
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации
в конце первой четверти.
Вариант 1.
1. Найди синонимы соедини их линиями
Метель, трудиться, пурга, пасмурный, работать, хмурый.
2. Найди антонимы и соедини их линиями
Высокий, терять, лень, находить, низкий, труд.
3. Найди в предложении существительное и подчеркни его.
Солнышко садится.
4. Найди в предложении глагол и подчеркни его.
Ветер в поле воет.
5. Найди в предложении прилагательное и подчеркни его.
Наступила холодная зима.
6. Исключи лишнее слово.
Вода, водитель, водный.
7. Подчеркни однокоренные слова
Мороз, морозный, холод.
8. Выбери правильные буквы
В (о,а) лна, с (о,а)ленный, под (а,о) рить, зв(и,е)зда.
Вариант 2.
1. Напиши синонимы к словам
Метель - …, трудиться - …, пасмурный - ….
2. Напиши антонимы к словам
Высокий - …, терять - …, лень - ….
3. Найди в предложении существительные и подчеркни их.
Гаснет вечер, солнышко садится.
4. Найди в предложении глаголы и подчеркни их.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
5. Найди в предложении прилагательные и подчеркни их.
Наступила длинная, холодная зима.
6. Исключи лишнее слово.
Вода, водитель, водный, водица.
7. Подчеркни однокоренные слова
Мороз, морозный, холод, морозить.
8. Вставь пропущенные буквы
В … лна, с…ленный, под…рить, зв…зда.
Выполнение каждого задания оценивается в 1 балл. Когда в одном
задании дано несколько предложений, балл начисляется, если правильных
решений было больше половины.
По количеству верно выполненных заданий выставляется оценка. 7-8
заданий
–
«отлично»,
5-6
заданий
–
«хорошо»,
3-4
задания
–
«удовлетворительно», 1-2 задания – «неудовлетворительно».
Тестовые
(контрольные)
задания
для
итоговой
аттестации
составляются из заданий промежуточной аттестации и оцениваются
аналогично.
Пример комплексной контрольной работы (диктант и дополнительные
задания) для проведения итоговой аттестации. К одному тексту диктанта
разным детям могут быть предложены задания, отличные между собой по
уровню сложности и объему.
Май.
Коротка майская ночь. Вот заиграл первый луч солнца. Подул
прохладный ветерок. Зашелестели листочки. Всюду проснулась жизнь. Стадо
коров идет на пастбище. К реке шагают гуси. Впереди гогочет вожак. На горе
видны постройки. Это молочная ферма. Взрослые жители села Сосновка
спешат на работу. У людей много дел на полях. Ребятишек зовет в школу
последний звонок. Учебный год еще не закончился.
Задания.
1. Просклоняй слово «река».
2. Найди в тексте слово «листочки» и разбери его по составу.
3. Напиши слово для проверки безударной гласной в слове «звонок».
4. Найди и подчеркни главные члены в 3-ем предложении. Укажи в нем части
речи.
Оценка комплексной контрольной работы складывается из параметров.
Оценка написания диктанта.
5 - в диктанте нет ошибок.
4 - в диктанте допущено 1–2 ошибки.
3 - в диктанте допущено 3–5 ошибок.
2 - в диктанте допущено более 5 ошибок.
Оценка выполнения дополнительных заданий.
5 - все задания выполнены верно.
4 - выполнено правильно не менее 3/4 заданий.
3 - правильно выполнено не менее половины заданий.
2 - не выполнено более половины заданий.
При
проведении
трудностями
написания
итогового
контроля
слуховых
диктантов
в
связи
выраженными
обучающимися
с
ЗПР
рекомендуется дополнительно предусмотреть орфографическое списывание
текста (текст с пропущенными орфограммами, изученными за курс 3 класс).
Это позволит сделать анализ освоения орфограмм, исключая ошибки,
связанные с нарушением развития фонематических процессов.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в
следующий класс принимается ППК образовательного учреждения на основе
выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем
недостаточная
успешность овладения русским языком как учебным
предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Примерные темы
Примерное содержание занятий
занятий
1 четверть (32 ч)
1
Язык и речь (2ч.) Виды речи (1 ч.)
Знакомство
с
учебником
«Русский язык». Рассматривание
условных
обозначений
в
учебнике, выделений материала
шрифтом,
цветом.
Повторение
правил ведения диалога на уроке.
Уточнение
представлений
о
назначении устной и письменной
речи. Словарная работа. Работа с
пословицами
о
Коллективное
рассказа
речи.
составление
по
иллюстрации
учебника. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Наша речь и наш Повторительная
язык
предыдущей
(1 ч.)
значений
беседа
теме.
слова
по
Уточнение
«язык»
в
толковом словаре. Обсуждение
высказываний о русском языке.
Беседа о национальных языках
России. Минутка чистописания.
Списывание
предложений.
Нахождение
красивых
выразительных
слов
языка
в
русского
стихотворении
Пушкина.
Работа
составление
и
в
диалогов
А.С.
парах:
с
вежливыми словами. Выполнение
отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
2
Текст.
Текст (1 ч.)
Повторение признаков текста по
Предложение.
схеме. Упражнения в различении
Словосочетание
текста и не текста. Чтение текста.
(14ч.)
Определение
главной
мысли
текста. Выделение частей текста.
Выбор
заголовка
к
тексту.
Коллективное устное составление
текста
по
заголовку
и
иллюстрации.
Типы текстов (2 Повторение
ч.)
признаков
разных
типов текстов. Работа со схемой
«Типы текстов». Упражнение в
узнавании типов текстов на слух
и
по
заголовкам.
чистописания.
Минутка
Восстановление
деформированного
текста
руководством
Списывание
под
учителя.
предложений
из
текста.
Повторение
признаков
разных
типов текстов с опорой на схему.
Составление текста по картинносимволическому
плану.
Выделение
текста.
частей
Словарная работа. Упражнения
для
закрепления
текстовых
умений. Выполнение заданий в
рабочей
тетради.
устного
текста
Составление
на
основе
жизненного опыта.
Предложение
ч.)
(1 Уточнение
представлений
предложении.
о
Составление
предложений из слов. Выделение
главных
членов
предложения.
Нахождение
в
тексте
предложений с разными знаками
препинания на конце. Работа в
парах:
нахождение
границ
предложений в тексте. Работа с
текстом
и
иллюстрацией
учебника.
Виды
предложений
ч.)
Уточнение
(3 знаках
представлений
препинания
предложения.
опорной
на
о
конце
Составление
таблицы
«Виды
по
цели
предложений
высказывания:
повествовательные,
вопросительные
и
побудительные».
чистописания.
тексте
Минутка
Нахождение
предложений
в
с
определенным знаком на конце.
Постановка знаков препинания в
конце предложений. Работа с
условно-графическими
предложений.
работа
письмо
схемами
Самостоятельная
(подготовка
к
ВПР):
предложений
под
диктовку, нахождение в тексте
предложений и обозначение их
границ.
Закрепление представлений по
теме.
Составление
опорной
таблицы «Виды предложений по
интонации: восклицательные и
невосклицательные».
Устные
упражнения в различении видов
предложений. Орфографическая
пятиминутка.
Составление
устного рассказа по картине К.Е.
Маковского «Дети, бегущие от
грозы».
Составление
руководством
рассказа
учителя
(при
под
плана
помощи
вопросительных предложений).
Систематизация знаний и умений
по теме. Устные упражнения в
выделении видов предложений.
Работа с опорной таблицей и
наглядными схемами. Минутка
чистописания. Запись текста с
обозначением
границ
предложений.
Интонационное
выделение обращения (введение
термина в пассивный словарь).
Работа в парах: составление и
запись
поздравления.
Самостоятельная
(подготовка
к
работа
ВПР):
запись
текста под диктовку.
Главные
и Актуализация представлений о
второстепенные
членах предложения. Работа с
члены
наглядной
схемой
«Члены
предложения
ч.)
(2 предложения».
Сравнение
предложений.
Устный
предложений.
разбор
Элементарный
синтаксический
разбор
предложения: выделение главных
и
второстепенных
членов
предложений,
использование
терминов
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«второстепенные
члены
предложения».
Установление
членов
связи
главных
предложения
с
второстепенными
под
руководством учителя.
Закрепление
знаний
Воспроизведение
по
теме.
необходимых
знаний. Выполнение упражнений
под
руководством
Работа
в
парах:
нахождения
учителя.
объяснение
главных
членов
предложения (опора на памятку).
Самостоятельная
(подготовка
выписывание
текста,
работа
к
ВПР):
предложения
выделение
второстепенных
главных
из
и
членов
предложения.
Простое
и Знакомство
с
признаками
сложное
простого
и
сложного
предложения
(2 предложения. Работа с наглядной
ч.)
схемой.
Словарная
работа.
Выделение в тексте простых и
сложных
предложений
руководством
под
учителя.
Списывание
предложений
с
объяснением орфограмм. Работа
в
парах:
нахождение
в
простых
и
стихотворении
сложных предложений.
Закрепление
знаний
Воспроизведение
по
теме.
необходимых
знаний. Сравнение простых и
сложных
предложений.
Выделение знаков препинания в
сложных предложениях (союзы
и, а, но) совместно с учителем.
Составление
сложных
предложений из простых под
руководством
учителя.
Выборочный
диктант.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Словосочетание
Выделение
из
(3 ч.)
словосочетаний
предложений
под
руководством
Установление
словосочетании
учителя.
связи
слов
в
(постановка
вопроса от главного слова к
зависимому).
Работа
с
наглядными схемами. Минутка
чистописания.
Составление
и
запись под руководством учителя
ответов по прочитанному тексту.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление знаний и умений.
Выделение
словосочетаний
из
предложений. Составление текста
с
элементами
описания
по
картине В.Д. Поленова «Золотая
осень»
под
руководством
и
систематизация
учителя.
Обобщение
знаний и умений. Выборочный
диктант. Выполнение заданий по
тексту
диктанта.
правильности
Проверка
выполнения
заданий. Выполнение отдельных
заданий из
раздела
«Проверь
себя».
3
Слово в языке и Лексическое
речи (16ч.)
Актуализация знаний по теме.
значение слова (1 Работа с толковым словарем.
ч.)
Работа
с
наглядной
схемой.
Определение значений слов по
словарю и контексту. Словарная
работа. Нахождение однозначных
и
многозначных
слов
в
предложениях с уточнением их
значения.
Составление
предложений с однозначными и
многозначными
словами
с
опорой на картинку. Работа в
рабочей
тетради.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): нахождение
в словаре значения слова и его
запись.
Синонимы
антонимы (1 ч.)
и Актуализация знаний по теме.
Работа с словарем синонимов и
антонимов. Подбор синонимов и
антонимов к словам. Составление
предложений.
Списывание
текста. Выделение орфограмм.
Словарная работа. Выполнение
заданий
в
рабочей
тетради.
Нахождение в тексте слов с
переносным
значением.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): заменить
слова
близкими по значению
словами.
Омонимы (1 ч.)
Наблюдение под руководством
учителя
омонимов
(введение
термина в пассивный словарь).
Упражнения
в
использовании
омонимов в различных речевых
ситуациях.
Минутка
чистописания. Запись названий
рисунков.
Слово
и Повторение
знаний
словосочетание (2 словосочетании.
ч.)
слов
о
Сопоставление
и
словосочетаний.
Упражнения в словообразовании.
Словарная
работа.
Толкование
учителем
некоторых
фразеологизмов
(без
введения
термина). Объяснение значений
устойчивых словосочетаний под
руководством учителя.
Орфографическая пятиминутка.
Написание
изложения
небольшого
Чтение
текста
по
текста
плану.
учителем.
Уточнение значений непонятных
слов,
словосочетаний,
предложений.
основной
Определение
мысли
текста.
Составление плана изложения.
Выделение слов с орфограммами.
Повторное
чтение
текста.
Проверка изложения.
Части речи (2 ч.)
Актуализация знаний по теме.
Работа
с
наглядной
схемой
«Части речи и их значение».
Упражнения
в
закреплении
знаний о частях речи. Словарная
работа. Выделение частей речи в
предложении
по
вопросам.
Определение признаков частей
речи. Работа с текстом.
Закрепление знаний признаков
частей речи. Словарная работа.
Составление
и
запись
предложений с использованием
разных
частей
речи.
руководством
нахождение
Под
учителя
в
тексте
слов,
которые называют числа (без
введения термина). Выделение в
тексте
орфограмм.
Работа
с
текстом.
Однокоренные
Актуализация
слова (1 ч.)
родственных
знаний
о
словах.
Определение общего корня слов
(по памятке). Введение термина
«однокоренные
слова».
Нахождение однокоренных слов
в
тексте.
Группировка
однокоренных слов. Составление
предложений. Словарная работа.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Гласные звуки (1 Актуализация знаний по теме.
ч.)
Работа
с
«Гласные
наглядной
звуки».
чистописания.
орфограмм
схемой
Минутка
Выделение
в
комментированием.
словах
Работа
с
с
загадками. Устное составление
текста
по
заголовку
под
руководством учителя.
Согласные звуки Актуализация знаний по теме.
(1 ч.)
Работа
с
наглядной
схемой
«Согласные
звуки».
Звукобуквенный разбор слов с
опорой на схемы слов. Минутка
чистописания.
Выделение
и
объяснение орфограмм в тексте.
Зрительный
диктант
предварительным
(с
разбором
орфограмм).
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Разделительный
Актуализация знаний по теме.
мягкий знак (2 ч.)
Нахождение в тексте слов с
разделительным мягким знаком.
Объяснение правописания слов с
проверяемыми
орфограммами.
Группировка
слов
с
непроверяемыми орфограммами
(запись
в
словарь).
орфографический
Работа
с
текстом
учебника. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Закрепление знаний и умений по
теме.
Работа
определение
с
текстом:
темы,
выделение
частей, ответы на вопросы по
содержанию,
орфограмм.
объяснение
Словарная
работа.
Выборочный диктант.
Повторение
Выполнение
упражнений
пройденного
заданий
материала (3 ч.)
закрепления основных понятий,
для
и
повторения
и
изученных в четверти. Работа с
наглядными схемами. Минутка
чистописания. Работа с частями
речи, с правилами правописания,
с
предложениями,
Комментированное
текстом.
списывание.
Диктант
(выборочный,
предупредительный).
Выполнение заданий в рабочей
тетради. Выполнение отдельных
заданий из
раздела
«Проверь
себя».
Урок проверки и Выполнение
оценки
контрольных
знаний, тестовых заданий.
умений и навыков
(1 ч.)
2 четверть (28 ч.)
4
Состав
(10ч.)
слова Корень слова (2 Актуализация
ч.)
знаний
об
однокоренных словах. Введение
термина «корень». Нахождение
однокоренных
выделение
наглядной
слова».
слов
корня.
в
тексте,
Работа
с
схемой
«Состав
Объяснение
значений
однокоренных слов. Работа со
словарем
однокоренных
слов.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Орфографическая
пятиминутка.
Воспроизведение
необходимых
знаний по теме. Нахождение и
запись
однокоренных
тексте.
слов
в
Комментированные
упражнения по образцу. Работа с
текстом.
Словарная
работа.
Выборочный диктант. Работа в
парах:
составление
групп
однокоренных
слов.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): обозначение
в словах корня.
Окончание (2 ч.)
Наблюдение за изменением слова
с опорой на наглядную основу
(стол - столы - на столе) под
руководством
Выделение
слова.
учителя.
изменяемой
Введение
части
термина
«окончание». Работа с наглядной
схемой
Выделение
«Состав
слова».
окончаний
в
существительных. Составление и
запись словосочетаний, пар слов.
Минутка
чистописания.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Воспроизведение
необходимых
знаний по теме. Наблюдение за
изменением
окончаний
прилагательных и
глаголов
с
опорой на наглядную основу.
Словарная
работа.
Работа
с
текстом. Выполнение заданий в
рабочей
тетради.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): обозначение
в словах окончания.
Приставка (2 ч.)
Выделение
под
руководством
учителя приставки из слова с
опорой на наглядную основу под
руководством учителя. Введение
термина «приставка». Работа с
наглядной
схемой
«Состав
слова». Нахождение в словах
приставок (в-, до-, за-, над-, о-,
от-,
по-,
под-,
про-,
с-).
Определение значения приставок.
Подбор однокоренных слов с
приставками.
диктовку
Письмо
слов,
под
выделение
приставок.
Воспроизведение
необходимых
знаний по теме. Выделение в
тексте
слов
с
приставками.
Определение значения слов в
зависимости
приставки.
от
значения
Образование
однокоренных слов с помощью
приставок.
Работа
с
текстом.
Составление под руководством
учителя рассказа по сюжетной
картине
учебника.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): обозначение
в словах приставки.
Суффикс (2 ч.)
Выделение
под
руководством
учителя суффиксов в простых по
составу
словах.
Введение
термина
«суффикс».
Минутка
чистописания.
наглядной
слова».
Работа
схемой
Подбор
с
«Состав
однокоренных
слов с суффиксами. Нахождение
в тексте однокоренных слов с
разными
суффиксами.
Образование
с
помощью
суффиксов слов-названий лиц по
роду.
Воспроизведение
необходимых
знаний по теме.
Образование
однокоренных слов с помощью
уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
Письмо
пропущенными
предварительным
слов
с
суффиксами
с
разбором.
Составление устного текста с
элементами описания по картине
А.А.
Рылова
просторе»
«В
под
голубом
руководством
учителя. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): обозначение
в словах суффикса.
Обобщение
систематизация
и Воспроизведение
знаний.
Работа
знаний и умений схемой
(2 ч.)
необходимых
с
наглядной
«Состав
слова».
Вариативные
упражнения
морфологическом
простых
по
в
разборе
структуре
слов
(корень, окончание, приставка,
суффикс) с опорой на памятку.
Подбор однокоренных слов к
разным частям речи. Выполнение
заданий
в
рабочей
тетради.
Выполнение отдельных заданий
из
раздела
«Проверь
Самостоятельная
себя».
работа
(подготовка к ВПР): обозначение
в слове его частей (приставки,
корня, суффикса, окончания).
5
Правописание
частей
(18ч.)
Правописание
слова слов
безударными
Актуализация представлений об
с ударных и безударных гласных.
Проверка написания безударного
гласными в корне гласного по образцу, с опорой на
(2 ч.)
памятку
(наглядную
схему).
Минутка чистописания. Письмо
слов,
предложений
пропущенными
гласными
с
по
образцу. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Воспроизведение
знаний
по
необходимых
теме.
Объяснение
написания орфограмм. Словарная
работа.
Выборочный
диктант.
Восстановление
деформированного
Письмо
заголовка
Комментирование
текста.
и
текста.
написания
слов с пропущенными гласными
в корне. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): поставить
знак
ударения
над
ударными
гласными в словах.
Правописание
Актуализация знаний о парных
слов с глухими и по
звонкими
согласными
корне (2 ч.)
глухости-звонкости
согласных. Нахождение в словах
в орфограмм, содержащих парные
звонкие
и
Знакомство
глухие
согласные.
с
правилом
написания парных по глухостизвонкости согласных в корне.
Упражнения
в
подборе
проверочных слов. Списывание
предложений с выбором нужной
буквы. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Закрепление правила написания
парных по глухости-звонкости
согласных в корне. Работа в
рабочей
тетради.
Предупредительный
диктант.
Проверка
написания
правильности
парных
согласных.
Словарная работа. Составление
устного
рассказа
повествовательного характера на
основе личных наблюдений или
по рисунку «Первый снег» после
предварительной
подготовки.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): нахождение
в словах звонких согласных.
Правописание
слов
Выделение
слов
с непроизносимым
с
согласным
непроизносимым
звуком в корне. Звукобуквенный
согласным
анализ слов. Выбор проверочных
звуком в корне (2 слов из списка и составление пар.
ч.)
Письмо
словосочетаний,
предложений
с
объяснением
написания
непроизносимых
согласных. Словарная работа.
Объяснение
написания
выделенных
орфограмм.
Минутка чистописания. Письмо
слов с пропущенными буквами с
комментированием.
словам
Подбор
проверочных
к
слов.
Выполнение заданий в рабочей
тетради. Словарный диктант.
Правописание
слов
Выделение слов с удвоенными
с согласными
и
объяснение
их
удвоенными
лексического значения. Работа со
согласными (2 ч.)
словарем. Нахождение в тексте
слов с удвоенными согласными.
Письмо по памяти. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Закрепление написания слов с
удвоенными
согласными
упражнениях.
в
Образование
прилагательных с удвоенными
согласными от существительных.
Словарный
диктант.
Морфологический разбор слов с
опорой на памятку.
Правописание
Вычленение суффиксов в словах
суффиксов (2 ч.)
(-оньк-, -еньк-, -инк-, -ек-, -ик-, ышк-,
-к-,
-ок-).
Составление
памятки. Нахождение суффиксов
в
словах,
группировка
слов.
Письмо слов с пропущенными
буквами. Выделение суффиксов.
Образование однокоренных слов
с помощью суффиксов с опорой
на памятку.
Закрепление
узнавания
и
написания суффиксов в словах в
упражнениях.
Образование
однокоренных слов с помощью
суффиксов с опорой на памятку.
Работа с текстом. Списывание
текста с последующей проверкой.
Правописание
приставок
предлогов (2 ч.)
Вычленение
и приставок
предлогов
в
и
словосочетаниях.
Уточнение
правила
написания
предлогов
и
приставок.
Составление памятки. Способы
различения приставки и предлога.
Дифференциация
приставок
предлогов
при
и
написании
предложений. Словарная работа.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление
написания
предлогов
и
приставок
предложениях.
в
Образование
однокоренных слов при помощи
приставок.
Составление
предложений из слов, текста из
предложений.
приставок
Выделение
и
предлогов.
Зрительный диктант.
Правописание
слов
разделительным
Вычленение
с твердого
Составление
разделительного
знака
в
словах.
памятки
с
твёрдым
знаком примерами. Нахождение слов с
(2 ч.)
разделительным твердым знаком,
выделение
в
них
приставок.
Образование слов с помощью
приставок, выделение твердого
знака. Минутка чистописания.
Закрепление
знаний
Списывание
по
теме.
текста
с
пропущенными орфограммами с
комментированием. Перенос слов
с
разделительным
твердым
знаком. Написание объявления.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Повторение
Выполнение
пройденного
заданий
материала (3 ч.)
закрепления основных понятий,
для
упражнений
и
повторения
и
изученных в четверти. Работа с
наглядными схемами, памятками.
Минутка чистописания. Работа с
правилами
правописания,
предложениями,
текстами.
Комментированное
Диктант
списывание.
(выборочный,
предупредительный).
рабочей
с
тетради.
Работа
в
Выполнение
отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Урок проверки и Выполнение
оценки
знаний, тестовых заданий.
контрольных
умений и навыков
(1 ч.)
3 четверть (44 ч.)
6
Повторение (1ч.) Части речи (1 ч.)
Актуализация знаний по теме.
Упражнения
в
нахождении
частей речи в тексте, составлении
словосочетаний,
предложений.
Упражнения в словоизменении,
нахождении орфограмм. Работа с
наглядными схемами, памятками.
Работа в рабочей тетради.
7
Имя
Что
существительное имя
(33ч.)
обозначает Повторение
признаков
существительного.
Составление
существительное? памятки.
(2 ч.)
имени
Составление
словосочетаний
с
существительными,
обозначающими
живые
предметы,
существа,
явления
растения,
природы,
Постановка
события.
к
именам
существительным
косвенных
вопросов. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Закрепление
знаний
по
теме.
Работа с памяткой. Группировка
существительных по признакам.
Определение
лексического
значения
Дописывание
слов.
предложений
Словарная работа.
по
смыслу.
Одушевленные и Актуализация знаний по теме.
неодушевленные
Составление
памятки.
имена
Упражнение в дифференциации
существительные
одушевленных
(2 ч.)
неодушевленных
и
существительных.
Работа
словарем.
с
Работа
со
текстом:
определение темы и частей.
Закрепление
Работа
знаний
по
памяткой.
небольшого
теме.
Письмо
стихотворения
по
памяти. Выполнений заданий в
рабочей тетради.
Собственные
и Актуализация знаний по теме.
нарицательные
Составление
имена
Группировка
существительные
нарицательных
(2 ч.)
Письменные ответы на вопросы
под
памятки.
собственных
и
слов.
руководством
учителя.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление
Работа
знаний
по
памяткой.
чистописания.
Минутка
Выборочный
диктант.
Составление
рассказа
по
картинок.
теме.
устного
серии
сюжетных
Письмо
почтового
адреса.
Число
имен Актуализация знаний по теме.
существительных
Наблюдение
изменения
(2 ч.)
существительных
по
Выделение
числам.
окончаний
существительных единственного
и
множественного
числа.
Составление
памятки.
Определение
числа
существительных,
окончаний.
имен
выделение
Орфографическая
пятиминутка.
Закрепление
Работа
знаний
по
памяткой.
теме.
Словарная
работа. Изменение формы числа
существительного.
Работа
орфоэпическим
с
словарем.
Выборочный
диктант.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Род
имен Знакомство
со
существительных
определения
(2 ч.)
существительных.
способами
рода
имен
Составление
памятки. Минутка чистописания.
Группировка
слов
по
выделение
родам,
окончаний.
Списывание текста, определение
рода существительных.
Определение
рода
существительного
имени
во
множественном числе. Работа в
паре: совет другу, как определить
род
существительных.
Определение
значений
существительных.
Составление
словосочетаний и предложений.
Выполнение заданий в рабочей
тетради. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): выписать
имена существительные, указать
род и число.
Мягкий знак (ь) Знакомство
на
конце
правилом.
имен Составление памятки. Работа с
существительных
после
с
пословицами.
Объяснение
шипящих написания выделенных слов в
(2 ч.)
тексте.
Комментированное
письмо.
Подбор
существительных по заданным
признакам. Выборочный диктант.
Написание изложения простого
по содержанию и лексике текста.
Чтение
текста
учителем.
Уточнение значений непонятных
слов,
словосочетаний,
предложений.
основной
Определение
мысли
текста.
Составление плана изложения.
Выделение слов с орфограммами.
Повторное
чтение
текста.
Проверка изложения.
Обобщение
систематизация
и Воспроизведение
знаний.
Работа
знаний и умений Вариативные
необходимых
с
памятками.
упражнения:
(2 ч.)
определение
признаков
имен
существительных, числа, рода.
Нахождение
орфограмм.
и
объяснение
Морфологический
разбор простых по структуре
существительных.
Работа
с
текстом. Выборочный диктант.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Склонение
имен Знакомство
со
склонением
существительных
(изменением по падежам) имен
(3 ч.)
существительных на нагляднопрактической
Выполнение
основе.
действий
по
заданию учителя. Составление
предложений
по
результатам
действий. Запись предложений.
Наблюдение
за
изменением
окончаний
имен
существительных.
Составление
наглядной схемы с выделением
окончаний
существительных.
Работа со схемой.
Конструирование
предложений
на основе предметных картинок.
Дополнение
предложений
картинкам.
по
Дополнение
предложений
по
вопросам.
Практические
упражнения
в
склонении существительных по
падежам.
Соотнесение названий падежей с
вопросами.
Практические
упражнения
в
существительных
Запись
склонении
по
падежам.
предложений
с
постановкой существительных в
нужной
падежной
форме.
Определение
падежа
существительных.
Работа
с
сигнальными карточками.
Именительный
Выделение
признаков
падеж (2 ч.)
существительных
в
именительном
Определение
падеже.
падежа
существительного,
является
имен
имени
которое
подлежащим
в
предложении.
Составление
предложений.
Выделение
существительных
в
именительном падеже. Сравнение
окончаний
существительных
разного рода.
Закрепление
именительного
признаков
падежа.
Нахождение существительных в
именительном
Синтаксический
предложения.
падеже.
разбор
Выделение
орфограмм. Письмо по памяти.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Родительный
Выделение
падеж (2 ч.)
существительных в родительном
падеже.
признаков
Составление
подсказки
для
памятки-
запоминания
информации.
Сравнение
окончаний
разного
имен
существительных
рода
в
родительном
падеже. Нахождение в тексте
существительных в родительном
падеже.
Закрепление
признаков
родительного
Дополнение
вопросам.
падежа.
предложений
Списывание
по
текста,
выделение орфограмм. Словарная
работа. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Дательный падеж Выделение
(2 ч.)
признаков
существительных
падеже.
в
Составление
подсказки
для
дательном
памятки-
запоминания
информации.
окончаний
имен
Сравнение
существительных
разного рода в дательном падеже.
Нахождение
в
тексте
существительных
в
дательном
падеже.
Закрепление
признаков
дательного
падежа.
Запись
словосочетаний,
выделение
предлогов
окончаний
и
существительных.
написания
Объяснение
орфограмм.
Устное
продолжение текста. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Винительный
Выделение
падеж (2 ч.)
существительных в винительном
падеже.
признаков
Составление
подсказки
для
разного
памятки-
запоминания
информации.
окончаний
имен
Сравнение
существительных
рода
в
винительном
падеже. Нахождение в тексте
существительных в винительном
падеже.
Закрепление
признаков
винительного
падежа.
Запись
словосочетаний,
выделение
предлогов
окончаний
и
существительных.
распознавания
Способы
родительного
винительного
и
падежа
существительных мужского рода.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Творительный
Выделение
падеж (2 ч.)
существительных в творительном
падеже.
признаков
Составление
имен
памятки-
подсказки
для
запоминания
информации.
Сравнение
окончаний
существительных
разного рода
в творительном
падеже. Нахождение в тексте
существительных в творительном
падеже.
Закрепление
признаков
творительного падежа. Письмо
под
диктовку.
Выделение
орфограмм. Выполнение заданий
в рабочей тетради.
Предложный
Выделение
падеж (2 ч.)
существительных в предложном
падеже.
признаков
Составление
подсказки
для
разного
памятки-
запоминания
информации.
окончаний
имен
Сравнение
существительных
рода
в
предложном
падеже. Нахождение в тексте
существительных в предложном
падеже.
Закрепление
признаков
предложного
падежа.
Составление
предложений,
выделение
окончаний
предлогов
и
существительных.
Работа с текстом. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Все падежи (4 ч.)
Воспроизведение
необходимых
знаний
и
наглядной
умений.
Работа
схемой
«Признаки
падежей».
с
Выполнение
упражнений
с
сигнальными
карточками.
Работа
с
деформированными
предложениями.
Словарная
работа. Выполнение заданий в
рабочей
тетради.
Выполнение
отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Повторение признаков падежей.
Работа в парах: нахождение слов
в заданном падеже, группировка
слов по падежам. Объяснение
значений устойчивых выражений.
Выборочный
диктант.
Выполнение
заданий
диктанту.
по
Проверка
правильности.
Выделение
орфограмм.
Составление
небольшого
рассказа с элементами описания
по картине К.Ф. Юона «Конец
зимы. Полдень». Рассматривание
картины
учителя.
под
руководством
Коллективное
составление плана описания по
опорным
словам.
Анализ
трудных слов. Самостоятельная
работа
(подготовка
к
выписать
ВПР):
имена
существительные, указать род,
число, падеж.
9
Имя
Как
определить Повторение
признаков
имени
прилагательное
имена
прилагательного.
(10ч.)
прилагательные?
памятки. Выбор прилагательных
(3 ч.)
для
Составление
описания
предмета.
Определение
лексического
значения
прилагательных.
Минутка
чистописания.
Упражнения
в
согласовании
прилагательных
с
существительными.
Словарная
работа. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Подбор
к
именам
существительным подходящих по
смыслу имен прилагательных (из
словаря для справок). Словарная
работа.
Выделение
прилагательных,
близких
противоположных
по
Синтаксический
и
смыслу.
разбор
предложения. Работа с текстом.
Нахождение
однокоренных
прилагательных.
Морфологический
простых
разбор
по
прилагательных
структуре
с
опорой
на
памятку. Нахождение в тексте
сложных
прилагательных,
обозначающих цвета и оттенки с
опорой на наглядную основу.
Орфографическая пятиминутка.
Роль
имен Синтаксический разбор простого
прилагательных в нераспространенного
тексте (3 ч.)
предложения.
Распространение
предложения
с
прилагательных.
роли
имён
тексте.
помощью
Определение
прилагательных
Списывание
в
текста.
Выделение орфограмм.
Выделение
в
тексте
прилагательных, объяснение их
роли и лексического значения.
Минутка чистописания. Работа в
паре:
распространение
предложений
с
помощью
прилагательных (из словаря для
справок). Работа с загадкамиописаниями.
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Сравнение описательного текста
с репродукцией картины М.А.
Врубеля
«Царевна-лебедь».
Составление и запись описания
предмета
(иллюстрации)
под
руководством учителя. Словарная
работа. Синтаксический разбор
распространенных предложений.
Выборочный диктант.
Повторение
Выполнение
упражнений
пройденного
заданий
материала (3 ч.)
закрепления основных понятий,
для
и
повторения
и
изученных в четверти. Работа с
наглядными схемами, памятками.
Минутка чистописания. Работа с
правилами
правописания,
с
предложениями,
текстом.
Комментированное
письмо.
Словарный диктант. Работа в
рабочей
тетради.
Выполнение
отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Урок проверки и Выполнение
оценки
контрольных
знаний, тестовых заданий.
умений и навыков
(1 ч.)
4 четверть (32 ч.)
10
Имя
Род
имен Знакомство
с
изменением
прилагательное
прилагательных
прилагательных
(10ч.)
(3 ч.)
наглядно-практической
по
родам
на
основе.
Составление памятки (наглядной
схемы)
«Изменение
прилагательных
по
Составление
и
словосочетаний
прилагательных
имен
родам».
запись
имен
с
именами
существительными. Определение
рода, выделение окончаний.
Закрепление
знаний
по
теме.
Работа с памяткой (наглядной
схемой).
Работа
с
загадками-
описаниями.
Частичный
грамматический
разбор
прилагательных
под
руководством учителя. Письмо
словосочетаний
с
окончаний
выделением
прилагательных.
Орфографическая
пятиминутка.
Постановка вопросов от имен
существительных
к
прилагательным.
Образование
прилагательных
от
существительных
с
помощью
суффиксов по образцу.
Работа
с
текстом:
выделение
словосочетаний
с
прилагательными,
определение
лексического
значения
Работа
парах:
в
прилагательных
слов.
подбор
к
существительным,
составление
словосочетаний,
определение
рода.
Образование
прилагательных
от
существительных
с
суффиксов.
Выборочный
диктант.
помощью
Число
имен Актуализация знаний по теме.
прилагательных
Составление
(2 ч.)
«Изменение прилагательных по
числам».
памятки
Словарная
Нахождение
работа.
в
тексте
прилагательных и определение
числа. Выписывание из текста
прилагательных единственного и
множественного
числа.
Составление
и
запись
словосочетаний
с
именами
прилагательными разных форм.
Определение
рода
прилагательных в единственном
числе.
Работа с текстом: объяснение
орфограмм,
значений
лексических
слов,
нахождение
прилагательных.
списывание:
Творческое
преобразование
единственного
числа
прилагательных
в
множественное.
Написание
объявления о пропаже животного
под
руководством
учителя.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Изменение имен Актуализация
знаний
о
прилагательных
склонении существительных по
по падежам (5 ч.)
падежам.
Сопоставление
падежных
окончаний
прилагательных
мужского
и
среднего рода с окончаниями
вопросов. Составление наглядной
схемы (памятки). Упражнения в
склонении
прилагательных
мужского и среднего рода по
падежам. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Сопоставление
падежных
окончаний
прилагательных
женского рода с окончаниями
вопросов. Составление наглядной
схемы (памятки). Упражнения в
склонении
женского
прилагательных
рода
по
падежам.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление
Упражнения
падежных
знаний
в
по
теме.
правописании
окончаний
имен
прилагательных.
Составление
словосочетаний.
Работа
текстом.
разбор
определение
с
Морфологический
прилагательных,
рода,
числа
и
падежа. Выполнение отдельных
заданий из
раздела
«Проверь
себя».
Склонение
слов
в
словосочетаниях
по
выделение
падежам,
окончаний
существительных
и
прилагательных. Синтаксический
разбор предложений. Объяснение
написания слов с пропущенными
буквами. Объяснение значений
устойчивых словосочетаний слов
(фразеологизмов).
Выборочный
диктант.
Работа
с
текстом
иллюстрацией:
и
дополнение
предложений, определение темы,
написание
заголовка,
установление
последовательности предложений
и их запись, морфологический
разбор
слов.
Составление
рассказа с элементами описания
по картине В.А. Серова «Девочка
с персиками» под руководством
учителя
(с
опорных
слов).
составление
использованием
Коллективное
плана
Самостоятельная
рассказа.
работа
(подготовка к ВПР): выписать
имена прилагательные с именами
существительными, указать род и
число.
11
Местоимение
Личные
Актуализация представлений о
(3ч.)
местоимения
ч.)
(3 местоимениях.
Работа
иллюстрацией
Уточнение
с
учебника.
значений
местоимений
на
личных
наглядно-
практической
основе.
Составление
памятки.
Упражнения в определении лица
и числа местоимений с опорой на
памятку.
Нахождение
местоимений в тексте.
Закрепление
знаний
по
теме.
Словарная работа. Соотнесение
местоимений
3-го
единственного
числа
существительными
среднего
лица
и
с
мужского,
женского
рода.
Восстановление
пропущенных
местоимений
в
тексте.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Написание письма кому-либо из
родственников или другу. Анализ
образца
письма
руководством
под
учителя.
Выделение в письме смысловых
частей.
Составление
плана.
Выполнение отдельных заданий
из раздела «Проверь себя».
12
Глагол (20ч.)
Что обозначает
Повторение признаков глагола.
глагол? (3 ч.)
Составление
памятки.
Выбор
глаголов для описания события.
Определение
лексического
значения глаголов. Составление
словосочетаний
глаголов
существительных.
и
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Образование
глаголов
существительных.
работа.
Подбор
от
Словарная
к
глаголам
синонимов
и
Списывание
предложений
выделением
антонимов.
с
глаголов.
Выполнение заданий в рабочей
тетради. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): выписать из
текста все глаголы.
Восстановление
глаголов
пропущенных
в
тексте.
Морфологический
разбор
глаголов с опорой на памятку.
Орфографическая
пятиминутка.
Составление повествовательного
рассказа по серии картинок.
Число глаголов (2 Актуализация
ч.)
знаний
о
единственном и множественном
числе существительных. Подбор
к существительным глаголов с
помощью вопросов (что делает?,
что
делают?).
Соотнесение
окончания глаголов с окончанием
вопросов. Обозначение числа у
глаголов. Нахождение глаголов
единственного и множественного
числа
в
тексте.
текста
с
Списывание
выполнением
грамматических заданий.
Закрепление
Работа
с
текстом.
знаний
по
теме.
предложениями
и
Орфографическая
пятиминутка.
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Времена глаголов Актуализация представлений о
(5 ч.)
настоящем,
прошедшем
и
будущем времени с опорой на
личный опыт. Введение понятия
о
временах
глаголов.
Составление памятки «Времена
глаголов».
Упражнения
нахождении
глаголов
в
разного
времени в тексте.
Закрепление
знаний
по
теме.
Выписывание глаголов из текста
по вопросам. Работа в паре:
заполнение таблицы с опорой на
памятку.
предложений
Дополнение
пропущенными
глаголами.
Составление
«Изменение
наглядной
глаголов
схемы
по
временам». Работа со схемой.
Образование
глаголов
от
заданных
возможных
форм
времени. Письмо предложений с
изменением времени глаголов.
Объяснение
смысла
пословиц.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Работа
с
наглядной
«Изменение
схемой
глаголов
по
временам». Подбор глаголов к
существительным.
Работа
с
текстом стихотворения А. Часова.
Ответы
на
вопросы
учителя.
Словарная работа. Составление
устного рассказа «Как я помогаю
родителям по дому» по готовому
плану.
Написание изложения простого
по содержанию текста. Чтение
текста
учителем.
значений
непонятных
словосочетаний,
Определение
текста.
Уточнение
слов,
предложений.
основной
Составление
мысли
плана
изложения. Выделение слов с
орфограммами.
чтение
текста.
Повторное
Проверка
изложения.
Неопределенная
Выделение
в
тексте
под
форма глагола (2
руководством учителя глаголов с
ч.)
суффиксами
Попытка
-ть,
-ти,
-чь.
определить число
время
глаголов
и
(нельзя
определить). Общее понятие о
неопределенной форме глагола.
Вариативные
упражнения
нахождении
в
глаголов
неопределенной формы в тексте.
Различение
глаголов,
отвечающих на вопросы «что
сделать?»
и
«что
делать?».
Письмо под диктовку.
Закрепление
Работа
знаний
с
по
теме.
устойчивыми
словосочетаниями:
определение
значения, нахождение глаголов
неопределенной формы. Работа с
деформированным
текстом.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Правописание НЕ Актуализация
с глаголами (2 ч.)
знания
правила.
Нахождение глаголов с частицей
НЕ
в
тексте.
упражнения
в
Вариативные
написании
глаголов с частицей НЕ. Минутка
чистописания. Орфографическая
пятиминутка.
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Закрепление
написания
орфограммы.
Упражнения
объяснением
с
написания
орфограмм.
Наблюдение
написания
глаголов
с
буквосочетаниями -тся и -ться на
конце.
Составление
Выборочный
памятки.
диктант.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Повторение
Выполнение
упражнений
пройденного
заданий
материала (4 ч.)
закрепления основных понятий,
для
повторения
и
и
изученных в четверти. Работа с
наглядными
схемами
памятками.
и
Минутка
чистописания. Работа с частями
речи, с правилами правописания,
с
предложениями,
текстом.
Письмо под диктовку. Выделение
и
объяснении
е
орфограмм.
Работа с текстом. Выборочный
диктант. Выполнение отдельных
заданий из
раздела
«Проверь
себя».
Урок проверки и Выполнение
оценки
комплексной
знаний, контрольной работы (диктант и
умений и навыков дополнительные задания).
(1 ч.)