Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мини-футбол» физкультурно-спортивной направленности. Разработана на
основании нормативных документов:
1.
Федеральный Закон
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Российской Федерации» (далее — ФЗ):
«Об образовании в
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в
РФ ка
период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-
p);
Постановление Главного государственного санитарного
врача
РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил
CП 2.4.3648-20
4.
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08,2017 г. N\ 816 «Об утверждение Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018№ 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.1
1.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№ l96«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждение Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N. 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09«О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей - инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. N 162-Д «Об утверждение Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность программы продиктована требованиями
Футбол – один из самых популярных видов спорта.
времени.
Отличительные особенности программы, новизна заключается в
том, что дети, не имевшие ранее практики занятий футболом или каким-либо
другим видом спорта, имеющие различный уровень физической подготовки
приобщаться к активным занятиям мини-футбола, укрепят здоровье,
получат социальную практику общения в детском коллективе.
Программа направлена на создание условий для развития личности
учащегося, развитием мотивации к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального
поведения, целостность процесса психического и физического здоровья
учащихся. Занятия в объединении физкультурно-спортивной направленности
способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных
физических качеств–выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков,
укреплению здоровья, а так же формируют личностные качества ребенка:
коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство
ответственности за свои действия перед собой и товарищами.
Адресат программы – учащиеся от 11 до 14лет.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа -60 мин.
Общее количество часов в неделю: 3 часа
Занятия проводятся 3 раза в неделю 1 часу.
Объем программы – 306 часов.
Программа
рассчитана
1
год
обучения
2
год
обучения
3 год обучения – 102 часа в год.
на
–
–
3
102
102
года
часа
часа
обучения.
в
год.
в
год.
Формы обучения: очная
Уровень программы:
1 год обучения стартовый2-3 год
обучения – базовый
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий: практические занятия, закрепление навыков полученных на
занятиях:
1.
Практические занятия в зале, на спортивной площадке;
2.
Кроссовая подготовка;
3.
Силовая подготовка;
4.
Тренировочные школьные и городские соревнования;
5.
Подвижные игры и эстафеты.
Формы подведения итогов: тестирование, контрольные испытания по
общей и специальной физической подготовке, соревнования и показательные
выступления.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся, выявление и поддержка талантливых и
одаренных детей по средством приобщения к игре в футбол и мини-футбол.
Задачи программы:
Обучающие:
- Прививать интерес к систематическим занятиям футболом и мини футболом;
- Обучать играть в мини-футбол в соответствии с правилами мини-футбола;
- обучать основам индивидуальных, групповых и командных тактик игры в
мини-футбол.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать у обучающихся основных физических качеств
– выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств;
- сформировать различные двигательные навыки;·
- улучшать манёвренность и подвижность в
играх. Воспитательные:
- сформировать личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю,
чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой
и товарищами;
- повышать культуру и сознательность;
- прививать навыки соблюдения спортивной этики дисциплины;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ Название раздела
п/п
Теоретическая
1
подготовка
2
3
1
год 2
год 3
год Всего Форма
обучения обучения обучения
контроля
2
Общая физическая
51
подготовка
Специальная
14
физическая
подготовка
2
1
5
41
32
124
18
20
52
4
Техническая
подготовка
15
18
20
53
5
Тактическая
подготовка
Соревновательный
период
Итоговые и
показательные
занятия
15
18
22
55
3
3
4
10
2
2
3
7
Итого
102
102
102
306
6
7
Учебный (тематический) план 1 год обучения
№
п/п
1
2
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Техника безопасности на 1
0.5
занятиях по футболу.
История
возникновения 1
0.5
футбола.
Практика
0.5
0.5
3
4
5
6
7
8
9
10
Краткие
сведения
о
строении
и
функциях
человеческого организма.
Влияние
занятий
физическими
упражнениями на организм
занимающихся,
совершенствование
функций
мышечной
системы, органов дыхания,
кровообращения. Значение
питания, как фактора
борьбы за здоровье
Гигиенические
основы
режима учёбы, отдыха и
занятий спортом. Режим
дня. Значение правильного
режима
для
юного
спортсмена. Гигиенические
требования,
предъявляемые к местам
занятий по мини-футболу.
Права
и
обязанности
игроков. Роль капитана
команды, его права и
обязанности. Обязанности
судей.
Существующие стандарты
футбольных
полей
и
тренировочных площадок.
Размеры и требования к
Мини футбольным
и
футбольным воротам.
Общеразвивающие
упражнения без предметов
(развитие гибкости, силы,
ловкости). Упражнения для
рук и плечевого пояса.
Сгибание и разгибание,
вращение, махи, отведения
и приведения, рывки.
Упражнения для мышц
шеи: наклоны, вращения и
повороты головы в
различных направлениях
Упражнения для туловища
Упражнения для туловища
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
Упражнения
для
ног:
различные
маховые
движения
ногами,
приседание на обеих и на
одной
ноге,
выпады,
выпады
с
дополнительными
пружинящими
движениями.
Упражнения
с
сопротивлением.
Упражнения в парах повороты
и
наклоны
туловища,
сгибание
и
разгибание
рук,
приседание с партнёром,
игры
с
элементами
сопротивления.
Общеразвивающие
упражнения с предметами
(развитие силы, гибкости,
ловкости,
быстроты).
Игровые задания с
элементами
спортивных
игр: «Точный пас».
Упражнения с мячами поднимание,
опускание,
наклоны,
повороты,
перебрасывание с одной
руки на другую перед
собой, над головой, за
спиной, броски и ловля
мяча. Игровые задания с
элементами спортивных
игр: «Вверх-вниз».
Упражнения на
месте
(стоя, сидя, лёжа) и в
движении.
Игровые
задания
с
элементами
спортивных игр: «Мяч в
сетку».
Упражнения в парах и
группах с передачами,
бросками и ловлей мяча.
Подвижная игра: «Салки
по месяцам».
Упражнения с короткой и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
длинной
скакалкой:
прыжки на одной и обеих
ногах
с
вращением
скакалки вперёд, назад;
прыжки с поворотами.
Игровые задания с
элементами
спортивных
игр: «Мяч в сетку».
Подвижные
игры
и
эстафеты
(развитие
ловкости, быстроты, силы)
Игры с мячом, бегом,
прыжками,
метанием,
сопротивлением,
координацию.
Эстафеты встречные и
круговые, метанием в цель,
бросками и ловлей мяча,
прыжками и бегом в
различных
сочетаниях
перечисленных элементов.
Легкоатлетические
упражнения
(развитие
быстроты,
ловкости,
выносливости).
Бег на 30 и 60 м.
Бег на 100 м
Кроссы до 1000 м
Прыжки в длину и высоту
с места и с разбега.
Тройной прыжок с места и
с разбега.
Классификация
и
терминология технических
приёмов игры в футбол.
Прямой и резаный удар по
мячу.
Анализ
выполнения
технических приёмов
Отбор мяча – перехватом,
выбиванием мяча, толчком
соперника;
вбрасывание
мяча из положения шага
Упражнения,
направленные на развитие
специальной ловкости.
Упражнения,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
34
35
36
37
38
39
направленные на развитие
выносливости (скоростной,
прыжковой,
силовой,
игровой)
Упражнения,
направленные на развитие
быстроты переключения от
одних действий к другим
Упражнения,
направленные на развитие
прыгучести.
Упражнения,
направленные на развитие
быстроты
Упражнения,
направленные на развитие
сокращения
мышц,
которые
участвуют
в
выполнении технических
приемов.
Упражнения,
направленные на развитие
скорости.
Оценка расстановки сил
(своих
и
противника);
предугадывание действия
партнёров.
Тактика
нападения:
индивидуальные действия
без
мяча.
Правильное
расположение
на
футбольном поле.
Разгадывание
замысла
противника,
быстрый
анализ
складывающейся
обстановки.
Умение
ориентироваться,
реагировать
соответствующим образом
на действие партнёров и
соперника.
Индивидуальные действия
без
мяча.
Правильно
расположение
на
футбольном и минифутбольном поле. Умение
ориентироваться,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
40
41
42
43
44
45
46
47
реагировать на действия
партнёров и соперника.
Выбор момента и способа
передвижения
для
«открывания»
на
свободное место с целью
получения мяча.
Индивидуальные действия
с мячом. Целесообразное
использование изученных
способов ударов по мячу.
Применение необходимого
способа
остановок
в
зависимости
от
направления, траектории и
скорости мяча.
Определение
игровой
ситуации, целесообразной
для использования ведения
мяча, выбора способа и
направления ведения.
Применение
различных
видов
обводок
(с
изменением скорости и
направления движения с
мячом, изученные финты)
в зависимости от игровой
ситуации.
Групповые
действия.
Взаимодействия двух и
более игроков.
Уметь
точно
и своевременно
выполнить передачу в ноги
партнёру, на свободное
место, на удар; короткую
или среднюю передачи,
низом
или
верхом.
Комбинация «игра в
стенку».
Выполнение простейших
комбинаций
при
стандартных положениях:
начале игры, угловом,
штрафном и свободном
ударах, выбрасывании
мяча.
Тактика
защиты.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
48
49
50
51
52
53
54
55
Индивидуальные действия.
Выбор
позиции
по
отношению
опекаемого
игрока
и
противодействовать
получению им мяча, т.е.
осуществлять
«закрывание».
Выбор момента и способа
действия
(удара
или
остановки) для перехвата
мяча.
Групповые
действия.
Противодействие
комбинации «стенка».
Тактика вратаря. Умение
разыгрывать удар от своих
ворот, ввести мяч в игру
(после
ловли)
открывшемуся партнёру,
Уметь
выбрать
правильную позицию в
воротах при различных
ударах в зависимости от
«угла удара», Учебнотренировочная
игра
в
футбол
Тактика
вратаря.
Как
занимать
правильную
позицию при угловом,
штрафном и свободном
ударах вблизи своих ворот.
Установка на игру и разбор
её проведения. Командные
действия в мини-футболе
Значение
предстоящей
игры. Анализ игры всей
команды
и
отдельных
игроков.
Причины
выполнения
или
невыполнения
соревновательной задачи.
Владение
мячом.
Выполнение простейших
комбинаций
при
стандартных положениях:
начале игры, угловом,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
штрафном и свободном
ударах,
выбрасывании
мяча.
Игра в нападении и защите.
Игра вратаря
Закрепление технических и
тактических навыков в
игровой
обстановке.
Учебно-тренировочная
игра по мини-футболу.
Совершенствование
исполнения
технических
элементов
Совершенствование
исполнения
технических
элементов
Совершенствование исполне
ния технических элементов
Совершенствование исполне
ния технических элементов
Обучение отбору мяча у
соперника
Обучение отбору мяча у
соперника
Обучение отбору мяча у
соперника
Обучение отбору мяча у
соперника
Обучение отбору мяча у
соперника
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
(штрафной).
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
(штрафной).
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
(штрафной).
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
(штрафной).
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
(штрафной).
Обучение розыгрышу мяча
в стандартных положениях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
(штрафной).
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
Совершенствование
навыков розыгрыша
мяча
стандартных положениях.
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях.
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях
Совершенствование
розыгрыша
мяча
в
стандартных положениях
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях
Совершенствование
навыков розыгрыша мяча в
стандартных положениях
Подвижные
игры
и
эстафеты
Подвижные
игры
и
эстафеты
Подвижные
игры
и
эстафеты
Подвижные
игры
и
эстафеты
Подвижные
игры
и эстафеты
Подвижные
игры
и эстафеты
Подвижные
игры
и эстафеты
Подвижные
игры
и эстафеты
Подвижные
игры
и эстафеты
Совершенствование ударов
по воротам.
Совершенствование ударов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
по воротам.
Совершенствование ударов
по воротам.
Совершенствование ударов
по воротам.
Совершенствование ударов
по воротам.
Совершенствование ударов
по воротам.
Удары по прыгающему и
летящему мячу.
Закрепление технических и
тактических навыков в
игровой
обстановке.
Учебно-тренировочная
игра по мини-футболу
Закрепление технических и
тактических навыков в
игровой
обстановке.
Учебно-тренировочная
игра по мини-футболу
Закрепление технических и
тактических навыков в
игровой
обстановке.
Учебно-тренировочная
игра по мини-футболу
Сдача
контрольных
нормативов.
Соревнование по мини
футболу
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102
2
100
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Техника безопасности на занятиях
по футболу.
2
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0.5
0.5
Совершенствование
функций 1
мышечной
системы,
органов
дыхания, кровообращения, под
воздействием регулярных занятий
физическими упражнениями для
закрепления здоровья, развития
0.5
0.5
физических
способностей
и
достижения высоких спортивных
результатов.
3
Общеразвивающие
упражнения 1
без предметов. Бег 30 м на
скорость. Бег медленный до 10
мин.
4
Гигиенические основы режима 1
учёбы, отдыха и занятий спортом.
Режим дня. Значение правильного
режима для юного спортсмена.
Гигиенические
требования,
предъявляемые к местам занятий
по мини-футболу.
0.5
0.5
5
Права и обязанности игроков. 1
Роль капитана команды, его права
и
обязанности.
Обязанности
судей.
0.5
0.5
6
Формирования здорового образа 1
жизни
1
7
Общеразвивающие
упражнения 1
без предметов (развитие гибкости,
силы, ловкости).
1
8
Общеразвивающие
упражнения 1
без предметов (развитие гибкости,
силы, ловкости).
1
9
Упражнения для рук и плечевого 1
пояса.
1
10
Упражнения для мышц
Упражнения для туловища.
шеи. 1
1
11
Упражнения для ног. Упражнения 1
с сопротивлением.
1
12
Упражнения для ног. Упражнения 1
с сопротивлением.
1
13
Упражнения в парах
1
1
14
Обучение передаче мяча
1
1
1
15
Обучение остановке мяча.
1
1
16
Обучение остановке мяча.
1
1
17
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
18
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
19
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
20
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
21
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
22
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
23
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
24
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
25
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
26
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
27
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
28
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
29
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
30
Совершенствование
передаче мяча.
навыков 1
1
31
Совершенствование
навыков 1
1
передаче мяча.
32
Обучение остановки мяча бедром.
1
1
33
Общеразвивающие
упражнения 1
без предметов (развитие гибкости,
силы, ловкости).
1
34
Общеразвивающие
упражнения 1
без предметов (развитие гибкости,
силы, ловкости).
1
35
Упражнения для рук и плечевого 1
пояса.
1
36
Упражнения для ног. Упражнения 1
с сопротивлением.
1
37
Упражнения для ног. Упражнения 1
с сопротивлением.
1
38
Упражнения в парах
1
1
39
Упражнения в парах
1
1
40
Общеразвивающие упражнения с
предметами
1
1
41
Общеразвивающие упражнения с
предметами
1
1
42
Упражнения
с
Упражнения на месте
мячами. 1
1
43
Упражнения
с
Упражнения на месте
мячами. 1
1
44
Упражнения в парах и группах с 1
передачами, бросками и ловлей
мяча.
1
45
Упражнения в парах и группах с 1
передачами, бросками и ловлей
мяча.
1
46
Упражнения в парах и группах с 1
передачами, бросками и ловлей
мяча.
1
47
Упражнения в парах и группах с 1
передачами, бросками и ловлей
мяча.
1
48
Упражнения
с
короткой
длинной скакалкой:
и 1
1
49
Упражнения
с
короткой
длинной скакалкой:
и 1
1
50
Подвижные игры и эстафеты
1
1
51
Подвижные игры и эстафеты
1
1
52
Легкоатлетические упражнения
1
1
53
Легкоатлетические упражнения
1
1
54
Бег на короткие дистанции.
1
1
55
Бег на короткие дистанции.
1
1
56
Бег на длинные дистанции.
1
1
57
Бег на длинные дистанции.
1
1
58
Прыжки в длину и высоту с места 1
и с разбега. Тройной прыжок с
места и с разбега.
1
59
Прыжки в длину и высоту с места 1
и с разбега. Тройной прыжок с
места и с разбега.
1
60
Упражнения, направленные на 1
развитие специальной ловкости.
1
61
Упражнения, направленные на 1
развитие специальной ловкости.
1
62
Упражнения, направленные
развитие выносливости
на 1
1
63
Упражнения, направленные на 1
развитие быстроты переключения
от одних действий к другим.
1
64
Упражнения, направленные
развитие прыгучести
на
1
65
Упражнения, направленные
развитие быстроты.
на 1
1
66
Упражнения, направленные на 1
развитие
сокращения
мышц,
которые участвуют в выполнении
технических приемов.
1
67
Упражнения, направленные
развитие скорости.
на 1
1
68
Упражнения, направленные
развитие скорости.
на 1
1
69
Упражнения, направленные
развитие скорости.
на 1
1
70
Упражнения, направленные
развитие скорости.
на 1
1
71
Тактика нападения
1
1
72
Тактика нападения
1
1
73
Тактика нападения
1
1
74
Тактика нападения
1
1
75
Тактика защиты
1
1
76
Тактика защиты
1
1
77
Тактика защиты
1
1
78
Тактика защиты
1
1
79
Тактика вратаря
1
1
80
Тактика вратаря
1
1
81
Тактика вратаря
1
1
82
Тактика вратаря
1
1
83
Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
84
Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
85
Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
86
Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
87
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
88
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
89
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
90
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
91
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
92
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
93
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
94
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
95
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
96
Учебно-тренировочная
мини-футболу.
игра
по 1
1
97
Участие
соревнованиях 1
1
в
различного уровня
98
Участие
в
соревнованиях 1
различного уровня
1
99
Участие
в
соревнованиях 1
различного уровня
1
100 Участие
в
соревнованиях 1
различного уровня
1
101 Сдача контрольных нормативов.
1
1
Подведение 1
1
102 Итоговое
итогов
занятие.
Итого
102
2
100
Учебный (тематический) план 3 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Техника безопасности на занятиях
по футболу.
2
Здоровый образ жизни спортсмена 0.5
0.5
3
Техника
футболиста
1
4
Обучение передаче мяча.
1
1
5
Обучение передаче мяча.
1
1
6
Обучение передаче мяча.
1
1
7
Обучение передаче мяча.
1
1
8
Обучение передаче мяча.
1
1
9
Обучение передаче мяча.
1
1
Всего
Теория
Практика
1
0.5
0.5
передвижения 1
10
Обучение передаче мяча.
1
1
11
Обучение остановке мяча.
1
1
12
Обучение остановке мяча.
1
1
13
Обучение остановке мяча.
1
1
14
Обучение остановке мяча.
1
1
15
Обучение остановке мяча.
1
1
16
Обучение передаче мяча.
1
1
17
Обучение остановки мяча бедром.
1
1
18
Обучение остановки мяча бедром.
1
1
19
Обучение остановки мяча бедром.
1
1
20
Обучение остановки мяча бедром.
1
1
21
Обучение удару мяча слета.
1
1
22
Обучение удару мяча слета.
1
1
23
Обучение удару мяча слета.
1
1
24
Обучение удару мяча с лета.
1
1
25
Обучение короткой передачи с 1
лёта
1
26
Обучение
ведение
мяча
с 1
изменением
направление
движения.
1
27
Обучение
ведение
мяча
с 1
изменением
направление
движения.
1
28
Обучение
ведение
мяча
с 1
изменением
направление
движения.
1
29
Обучение
удару
внутренней 1
частью подъема по неподвижному
и катящемуся мячу.
1
30
Обучение
удару
внутренней 1
частью подъема по неподвижному
и катящемуся мячу.
1
31
Обучение
удару
внутренней 1
частью подъема по неподвижному
и катящемуся мячу.
1
32
Жонглирование мячом в воздухе, 1
чередуя
удары
различными
частями стопы, бедром, головой.
1
33
Жонглирование мячом в воздухе, 1
чередуя
удары
различными
частями стопы, бедром, головой.
1
34
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
35
Совершенствование
остановке мяча.
навыков 1
1
36
Совершенствование
приёма 1
опускающегося мяча бедром.
1
37
Совершенствование
приёма 1
опускающегося мяча бедром.
1
38
Совершенствование
приёма 1
опускающегося мяча бедром.
1
39
Совершенствование удара с лёту
внешней частью подъёма.
1
1
40
Совершенствование удара с лёту
внешней частью подъёма.
1
1
41
Совершенствование удара с лёту
внешней частью подъёма.
1
1
42
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
43
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
44
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
45
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
46
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
47
Совершенствование навыков удара
по мячу слета.
1
1
48
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
49
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
50
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
51
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
52
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
53
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
54
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
55
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
56
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
57
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
58
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
59
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
60
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
61
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
62
Совершенствование исполнения 1
технических элементов.
1
63
Обучение
соперника.
отбору
мяча
у 1
1
64
Обучение
соперника.
отбору
мяча
у 1
1
65
Обучение
соперника.
отбору
мяча
у 1
1
66
Обучение
соперника.
отбору
мяча
у 1
1
67
Обучение
соперника.
отбору
мяча
у 1
1
68
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
69
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
70
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
71
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
72
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
73
Обучение розыгрышу мяча в 1
стандартных
положениях
(штрафной).
1
74
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
75
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
76
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
77
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
78
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
79
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
80
Совершенствование
розыгрыша
навыков 1
1
81
Совершенствование
навыков 1
розыгрыша мяча в стандартных
положениях.
1
82
Подвижные игры и эстафеты.
1
1
83
Подвижные игры и эстафеты.
1
1
84
Подвижные игры и эстафеты.
1
1
85
Подвижные игры и эстафеты.
1
1
86
Подвижные игры и эстафеты.
1
1
87
Подвижные игры иэстафеты.
1
1
88
Совершенствование
воротам.
89
Взаимодействие
игроков
по 1
1
и более 1
1
90
Умение
точно
выполнять 1
передачу в ноги партнеру, на
свободное место.
1
91
Комбинации в парах: «стенка», 1
«скрещивание», «пропуск мяча»
1
92
Тактика защитников.
1
1
93
Тактика игроков нападения.
1
1
94
Тактика игроков нападения.
1
1
95
Тактическая
подготовка
двусторонней игре.
в 1
1
96
Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
97
Учебно-тренировочные игры.
1
1
98
Учебно-тренировочные игры.
1
1
99
Участие
в
соревнованиях 1
различного уровня.
1
100 Закрепление
технических
и 1
тактических навыков в игровой
обстановке.
1
101 Сдача контрольных нормативов.
1
1
Подведение 1
1
102 Итоговое
итогов
Итого
ударов
двух
занятие.
102
1
Содержание учебного (тематического) плана
101
Вводное занятие: техника безопасности, гигиенические навыки,
правила игры, организация и проведение соревнований по футболу и минифутболу.
1.
ОФП: прыжковые упражнения - основа скоростно-силовой подготовки
юных футболистов, гимнастические и акробатические упражнения,
повторный и переменный бег.
2.
СФП: подвижные спортивные игры, упражнения для развития
быстроты, частоты движений, развитие ловкости движений.
3.
Техника игры: анализ деталей техники работы с мячом, обучение
элементам техники от частного к общему.
4.
Тактика
игры:
обучение
и
совершенствование
игровых
индивидуальных, групповых и командных тактических
4.
Техника игры в футбол: обучение технике в условиях
соприкосновения с соперником и в соревновательных условиях, анализ
деталей техники работы с мячом.
5.
Тактика игры: игровые тактические действия по заданию тренера.
Установка на игру и разбор игры.
6.
Основы методики обучения и тренировки футболистов: рассказ,
показ, разучивание (повторение), анализ обучения движениям - методы
обучения. Учебно-тренировочные занятия - основная форма работы с
молодыми футболистами.
«Круговая
тренировка»
форма
организации занятий.
7.
Инструкторская и судейская практика: судейское руководство
игрой, оформление протокола игры.
8.
Контрольные
нормативы:сдача
контрольных
нормативов, определение динамических изменений показателей
контрольных нормативов.
9.
Итоговое занятие: участие в соревнованиях.
1. История возникновения футбола.
Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География
игры с мячом: страны Древнего Востока -Египет, Греция, Рим, Франция,
Италия, Англия. Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда
разработаны первые правила игры в футбол. Официальные международные
правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот, размер мяча,
игра вратаря и др.).
Обучение и закрепление тактики и техники игры в мини-футбол: угловой
удар, 11-метровый штрафной удар (пенальти), футбольные ворота, сетка на
футбольных воротах, судья в поле, судья в поле с двумя помощниками.
2. Правила безопасности во время занятий юных мини-футболистов:
Правила поведения учащихся во время занятий. Причины, приводящие к
травматизму. Наиболее типичные травмы мини-футболистов. Профилактика
травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения
занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении
безопасности занятий по мини-футболу.
3. Правила игры в футбол (основные понятия)
Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места).
Ворота (размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав
команды, основной состав, запасные игроки, капитан команды, судьи).
Игровая форма.
Замена игроков. Игровое время и перерывы. Поведение игроков (честная
игра, нарушения и санкции). Победитель и проигравший в игре, ничейный
результат.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви,
спортивному инвентарю и оборудованию Подбор одежды и обуви для
факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование одежды и
обуви только для спортивных занятий. Мячи, стойки для обводки, ворота
стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств –
требования и противопоказания к их использованию.
5. Техническая подготовка
Ведение мяча одной ногой по прямой линии, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой,
восьмеркой, челноком. Передачи мяча правой и левой ногой. Остановка
катящегося мяча правой и левой ногой. Остановка ногой летящего мяча.
Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной
стопы, носком с попаданием в ворота. Игра вратаря: ловля и отбивание мяча
руками стоя на месте и в движении, ударом ногой по неподвижному мячу и
после набрасывания. Эстафеты с ведением и передачами мяча. Конкурсы: с
ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после
набрасывания «Кто дальше». Игры в «Лабиринт».
Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии. Игра в
футбол по упрощенным правилам 3 на 3, 4 на 4, 5 на 5 игроков.
6. Физическая подготовка
Комплексы обще развивающих упражнений без мяча и с мячом.
Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:
координационных способностей;
быстроты;
ловкости;
точности движений и передач мяча;
гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;
игровой выносливости;
точности ударов по воротам.
7. Подвижные игры и эстафеты
пятнашки с мячом;
лабиринт (с мячом и без мяча);
змейка;
бег по ломаной кривой;
челночный бег;
эстафета с ведением двух мячей;
эстафета с ударами по воротам.
8. Игра в футбол малыми составами. Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на
алых площадках с использованием маленьких (хоккейных) ворот.
9. Контрольные испытания
Тестирование уровня физической подготовленности:14
бег 30м с высокого старта;
челночный бег 7х50м;
прыжок в длину с места;
бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
ведение мяча 30м с обводкой стоек;
челночный бег с мячом;
удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, оценивать
поступки как хорошие, так и плохие
уметь выражать свои эмоции
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные результаты проговаривать последовательность
действий во время занятий
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью
учителя.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку
деятельности класса
на занятиях
уметь организовывать режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия,
подвижные игры и т.д.
умение оформлять свои мысли в устной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Предметные результаты \
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня
заболеваемости
детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных
способностей, то есть умение играть в команде.
Формирование здорового образа жизни учащихся
Участие в общешкольных, районных мероприятиях, качественное
освоение
практических и теоретических навыков игры в мини-футбол,
Привитие любви к спортивным играм.
Выполнение сложных координационных упражнений
Умение планировать распорядок дня (зарядка, питание, нагрузки)
2. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы
2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
Основные
образовательного
характеристики
процесса
1
Количество учебных недель
35
2
Количество учебных дней
70
3
Количество часов в неделю
2
Количество часов
140
Недель в первое полугодие
16
Недель во второе полугодие
20
Начало занятий
2 сентября
Каникулы
с 29.10 по 06.11
с 30.12 по 08.01
с 18.03. по 26.03
с 30 мая
Выходные дни
31 декабря-8 января
Окончание учебного года
30 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.Помещение: спортзал
Оборудование
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая
Комплект
навесного
баскетбольные щиты)
оборудования
(перекладина,
тренировочные
малый мяч,
футбольные мячи
Мат гимнастический
Кегли
Обручи
Ворота футбольные
Кадровое обеспечение - учитель физкультуры
Методические материалы
: Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и
постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и
навыков
• метод наглядности,
• систематичности,
• доступности,
• индивидуализации обучения при единстве требований,
• метод опережающего развития физических качеств по отношению к
технической подготовке,
• метод раннего освоения сложных элементов,
• метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного
развития физических качеств. Спортивные методы включают:
• метод
процесса;
непрерывности
и цикличности
учебно-тренировочного
• метод максимальности и постепенности повышения требований;
• метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
• метод целостно-приближенного моделирования
ситуаций футбольной игры в условиях тренировки.
стандартных
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
. - сдача контрольных нормативов;
- контрольные и товарищеские игры;
- конкурсы на лучшего игрока, вратаря
Контрольные нормативы
Контрольные нормативы
Контрольные упражнения
№
п/п
Общая физическая подготовка
1. Прыжок в длину с места (см)
2. Поднимание туловища (за 30 сек., кол-во раз)
3. Бег 400 м (сек.)
4. Прыжок со скакалкой (30 сек)
Специальная физическая подготовка
6. Бег 30 м с мячом (касание мяча на каждый
шаг), сек
7. Удары по мячу на дальность (сумма ударов
правой и левой ногой), м
Техническая подготовка
8. Жонглирование мячом, раз
9. Приём мяча внутренней стороной стопы
(правой/левой ноги)
10. Приём мяча подошвой (правой/левой ноги)
11. Удары на точность
Результат
180
25
80
50
7
28
10
+
+
5/10
Критерии оценки показателей обучающихся по освоению программы
(процентное соотношение, освоенных учащимися и предусмотренных
программой теоретических знаний и практических умений, физической
подготовленности).
Тактическая подготовка.
Контроль освоения учащимися игровых действий заключается во
вынесении оценочных суждений по выполнению учащимися действий в защите и
нападении с учётом выполнения игроками тех или иных функций. Для юных
футболистов главной задачей в этом разделе считается:
научить ориентироваться на площадке
свои, чужие ворота.
игра на малой площадке с переходом на большую и наоборот;
игра на маленькие ворота с переходом на большие и наоборот;
умение переключаться от игры в защите в игру в нападение;
после отбора мяча немедленно длинный пас за спину группы
соперников, принимающихучастие в атаке и активная смена позиций;
быстрое «открывание для получения мяча от партнёра, овладевшего
мячом. но находящегося в неудобной позиции (атакуют соперники)
умение организовывать и завершать атакующие действия:
быстрый, своевременный выход на добивание мяча, отскочившего от
вратаря после удара по воротам;
своевременное и обоснованное ситуацией предложение партнёру
сыграть в « стенку»;
пасы мяча быстрому партнёру в свободную зону за спину противнику;
не сильный. Но точный удар по воротам неосмотрительно покинутые
вратарём.
умение осуществлять оборонительные действия:
перехваты мяча адресованные подопечному игроку соперника;
своевременная подстраховка вратаря в моментах, когда он может
потерять мяч или допустить ошибку;
своевременная и обоснованная смена позиций с целью подстраховки
партнёра.
умение осуществлять быстрый переход от атаки к обороне:
после потери мяча - немедленная борьба с соперником, имеющим
возможность выполнить острый пас за спину атаковавшим игрокам;
в случаях, когда партнёр атакует владеющего мячом соперника,
находящегося в неудобной позиции, - плотная опека ближайшего к мячу
соперника.
Методом контроля является метод наблюдения в результате, которого
выносятся оценочные суждения по овладению учащимся игровыми
действиями (тактическими действиями) соответственно возрастной группе и
периоду обучения.
Список литературы:
Нормативные документы
1.
Федеральный Закон
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Российской Федерации» (далее — ФЗ):
«Об образовании в
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в
РФ ка
период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-
p);
Постановление Главного государственногосанитарного
врача
РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил
CП 2.4.3648-20
4.
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08,2017 г. N\ 816 «Об утверждение Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018№ 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.1
1.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№ l96«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 fl• 467 «Об утверждение Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Миноfiрнауки России от 18.11.2015 N. 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09«О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей - инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. N 162-Д «Об утверждение Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
1. Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт»
2008г
2. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе 2006.
3. Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С. МИНИ-ФУТБОЛ (футзал). примерная
программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.:
Советский спорт , 2010.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса.- М.: ФиС, 1985,
5. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. – М.:
Физкультура и спорт,1973.
6. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в
игровых видах спорта: Автореф. дис…канд.пед. наук. – М.,2002.
7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
8. Мини-футбол – игра для всех. В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.:
Советский спорт, 2007.
9. Волков С.В. « Теория и методика детского и юношеского спорта»
Олимпийская литература 2002 г.Ж-Л Чесно «Футбол. Обучение базовой
техники» Спорт Академ. Пресс 1998г
10. Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских
спортивных
школ,специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В.
4.Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
Литература для обучающихся: 1.Правила игры в мини-футбол