Финансовая грамотность

Тема работы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая
грамотность»

Североуральск, 2024

Содержание
1. Пояснительная записка

3

2. Содержание курса внеурочной деятельности

6

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
4. Тематическое планирование

14

2

11

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»дляобучающихся5-7классовмуниципального

автономного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 2» разработана
государственного

в соответствии

образовательного

с

требованиями Федерального

стандарта

основного

общего

образования.
Федеральногозаконаот29.12.2012№273-

1.

ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;
Концепция Национальной программы повышения уровня

2.

финансовойграмотностинаселения РФ;
ПроектМинфинаРоссии«Содействиеповышениюуровняфинансово

3.

йграмотностинаселенияиразвитиюфинансовогообразования вРФ».
Актуальность рабочей программы курса «Финансовая грамотность»
обусловлена

сложившимися

тенденциями в развитии современного

общества. Реальность нашего времени требует, чтобы уже школьники
знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их
удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный)
выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается
бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся
богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно
в

это

время

правильно преподнести детям ту экономическую

информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Начальное
экономическое образование является одним из факторов, оказывающих
влияние на становлениеличности ребёнка в его отношении к материальным
и духовным ценностям.
Финансовая грамотность - это необходимое условие жизни в
современном

мире.Финансовый

рынок
3

предоставляет

большие

возможности поуправлению собственными средствами, чем 10 лет назад, и
такие

понятия

какпотребительскийкредит,ипотека,банковскиедепозитыплотновошливнаш
уповседневную жизнь. В настоящий момент ни нам, ни нашим детям
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем на
сегодняшний день. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей
финансовограмотными,значит,завтрамыполучимдобросовестныхналогопла
тельщиков,ответственных заемщиков,грамотныхвкладчиков.
Программа

по

внеурочной

деятельностинаправлена

формированиефинансовойграмотностиобучающихся.

Построение

прямойзависимости между получаемыми знаниями и
применением,

пониманиеми

использованием

этой

на

практическим

информации

на

настоящий момент и в долгосрочномпериодеикоторая помогла бы
сформироватьответственностьуобучающихсязафинансовыерешения
сучетом личнойбезопасности иблагополучия.
Отличительной особенностьюпрограммы данного курса является то,
что

она

базируетсянасистемно-

деятельностномподходекобучению,которыйобеспечиваетактивнуюучебнопознавательнуюпозициюобучающихся.Чтобы
базовые

знания

в

финансовой

сформировать
сфере,

не

только

ноа

также

необходимыеумения,компетенции,личныехарактеристикии установки.
Целикурсавнеурочной деятельности «Финансовая грамотность»:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихсяв области
финансов, формирование активной жизненной позиции,основанной на
приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
- применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;
-развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
4

грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации;
- воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получениюзнаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики семьи.
Задачи:
Развивающая:
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой
грамотности и применению этих знаний на практике;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать
любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
-

формировать интерес к обучению детей основам финансовой

грамотности;
- развитие логического мышления;
-

формировать

понимание

необходимости

профессионального

самоопределения для финансового благополучия в будущем.
Обучающая:
- привлечь внимание детей к вопросам финансовой грамотности;
- сформировать элементарные экономические знания у детей;
-обучить детей правильно управлять своим поведением на основе
первичных представлений о мире финансов;
- расширить знания об угрозах использования финансовых продуктов и
услуг, формировать навыки распознавания финансовых мошенничеств.
- познакомить с компетенциями финансово грамотного человека по
ведению учёта собственных доходов и расходов: тратить меньше, чем
зарабатывать,

иметь

собственный

резервный

фонд

(«подушка

безопасности»), осуществлять рациональный выбор финансовых услуг,
ориентироваться в мире финансов.
Срокиреализациипрограммы–3года.(5,6,7–классы).
Объем часов, отпущенных на занятия– 102 часа. (5 класс – 34 часа в
5

годпри 1 часе в неделю, 6 класс – 34 часа в год при 1часе в неделю и 7 класс
– 34часавгодпри 1 часе внеделю).
Формыреализациипрограммы.
Дляреализациипоставленныхцелейпредлагаютсяследующиеформыорган
изации учебногопроцесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая
игра,практическаяработа,юридическаяконсультация,правоваяконсультация,
познавательнаябеседа,интерактивнаябеседа,мини-проект,миниисследование,круглыйстол,токшоу,творческаяработа,викторина,ролеваяигра,сюжетно-ролеваяигра,
выступления

учащихся

с

показом

презентаций,

игра-путешествие,

правоваяигра, дидактическая игра, решение практических и проблемных
ситуаций,
решениепрактическихиэкономическихзадач,играсэлементамитренинга,работ
асдокументами,аналитическаяработа,конференция, конкурсы.
Методы обучения:
- словесный метод (дидактический рассказ, описание, объяснение,
комментарии, распоряжение, команды, указания и т.д.);
- метод обеспечения и наглядности;
- метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов,
кинограмм, рисунков, показ иллюстраций, схем и т.п.);
- игровыеметоды;
-технологииколлективногометодаобучения.

6

Содержаниекурса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для обучающихся 5-7 классов с указанием форм
организации видов деятельности
5 класс
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10часов).
Введение.
Познавательная беседа «История появления денег»
Познавательная беседа «Деньги». «Бартер».
Познавательная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».
Творческое задание «Доходы семьи».
Работа со статистикой «Расходы семьи».
Познавательная беседа «Предметы первой необходимости» и «Предметы
длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».
Ролевая игра «Семейный бюджет».
Познавательная беседа «Постановка финансовой цели»
Познавательная

беседа

«Долги.

Сбережения.

Вклады».Практическая

работа.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься(6 часов).
Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться».
Дискуссия

«Экономические

последствия

непредвиденных

событий:

болезней, аварий, природных катаклизмов».
Познавательная

беседа

«Страхование».

Решение

логических

задач

«Страхование».
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».
Мини – исследование « Исследуем, что застраховано в семье и сколько это
стоит».
7

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5
часов).
Познавательная беседа «Налоги».
Аналитическая работа «Виды налогов».
Познавательная беседа «Социальные пособия».
Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство–это мы».
Раздел 4. Ресурсы и блага (5 часов)
Познавательная беседа «Потребности, их неограниченность».
Познавательная беседа. «Блага экономические и неэкономические».
Познавательная беседа «Экономические ресурсы и их ограниченность».
Познавательная беседа. «Выбор, как основная экономическая проблема».
Раздел 5. Товары и услуги (5 часов)
Познавательная беседа «Сущность товаров и услуг».
Познавательная беседа « Блага экономические и неэкономические».
Познавательная беседа «Экономические ресурсы и их ограниченность».
Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 6. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».
Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».
Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Типы экономических систем (2 часа)
Познавательная беседа «Типы экономических систем».
Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 3. Экономические ресурсы и факторы производства (3
8

часа)
Познавательная беседа «Экономические ресурсы и факторы производства».
Познавательная беседа. «Доходы на факторы производства».
Аналитическая

работа

«Эффективное

использование

ресурсов,

потребляемых семьей.
Раздел 4. Производство товаров и услуг (5 часов)
Познавательная беседа «Процесс производства»
Познавательная беседа «Себестоимость и цена товара и услуги»
Решение задач. Аналитическая работа
Познавательная беседа «Выручка и прибыль»
Решение задач. Аналитическая работа
Раздел 5. Торговля (4 часа)
Познавательная беседа «Торговля. Оптовая и розничная торговля».
Познавательная беседа. Организационные формы торговли.
Познавательная беседа « Реклама».
Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 6. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)
Познавательная

беседа

«Частная

собственность».

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 7. Знакомство с бизнес-планом (3 часа)
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 8. Ты–потребитель (4 часа)
Познавательная беседа «Права потребителя».
Познавательная беседа «Как и где потребитель может защитить свои
права».
Практическая работа «Знакомство со штрих–кодами».
9

Конкурс на самое экономное использование ресурсов
Раздел 9.Труд (5 часов).
Познавательная беседа «Труд. Разделение труда и специализация».
Познавательная беседа «Производительность труда».
Познавательная беседа «Профессия, квалификация».
Познавательная беседа «Заработная плата»
Раздел 11. Проектная деятельность (3часа).
Деловая игра «Работа банков».
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс
Раздел 1. Спрос и предложение (3 часа).
Познавательная беседа «Спрос и модель спроса».
Познавательная беседа «Предложении модель предложения».
Аналитическая работа «Рыночное равновесие».
Раздел 2. Издержки производства и прибыль (4 часа).
Познавательная беседа «Издержки производства».
Аналитическая работа. Решение задач.
Практическая работа «Выручка и прибыль»
Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 3. Производительность труда (4 часа).
Познавательная беседа «Производительность труда».
Познавательная беседа «Факторы роста производительности труда».
Аналитическая работа «Расчет производительности труда».
Познавательная работа «Производительность труда и экономика страны».
Раздел 4. Безработица (4 часа).
Познавательная беседа «Безработица и ее виды».
Познавательная беседа «Последствия безработицы»
10

Познавательная беседа «Меры социальной защиты безработных».
Практическая работа. Повторение.
Раздел 5.Инфляция (4 часа).
Познавательная беседа «Инфляция и покупательная способность денег».
Аналитическая работа «Изменение цен на услуги ЖКХ».
Познавательная беседа «Измерение инфляции».
Познавательная беседа «Последствия инфляции».
Раздел 6. Банки и их роль в экономике (7часов).
Познавательная беседа «Банки. Виды банков. ЦБ РФ».
Познавательная беседа «Основные функции банков».
Практическая работа «Операции коммерческих банков».
Познавательная беседа «Вклады. Кредиты».
Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Аналитическая работа «Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему.
Урок-практикум.
Решение практических задач «Обмен валют»
Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».
Познавательная беседа «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 7. Проектная деятельность (3 часа)
Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»
Решение конкретно-практических задач.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на
достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:

11

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
12

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;- развитие способностей
обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки

13

экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области
семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
4. Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Название темы
Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)
Познавательная беседа «История появления денег»
Познавательная беседа «Деньги, бартер».
Познавательная беседа Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».
Познавательная беседа «Доходы семьи».
Познавательная беседа «Расходы семьи».
Познавательная беседа «Предметы первой необходимости» и «Предметы
длительного пользования»
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»
Познавательная беседа «Семейный бюджет».
Познавательная беседа «Постановка финансовой цели»
Познавательна беседа. «Долги. Сбережения. Вклады». Практическая работа

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(6 часов)
Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
11.
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней,
12.
аварий, природных катаклизмов».
Познавательная беседа «Страхование». Решение логических задач
13.
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
14.
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».
15.
Мини-исследование « Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит»
16.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Познавательная беседа «Налоги».
17.
Аналитическая работа «Виды налогов».
18.
Познавательная беседа «Социальные пособия».
19.
Решение экономических задач «Социальные выплаты».
20.
Проект «Государство – это мы».
21.
Раздел 4. Ресурсы и блага (5 часов)
Познавательная беседа «Потребности, их неограниченность».
22.
Познавательная беседа «Блага экономические и неэкономические».
23.
14

Познавательная беседа «Экономические ресурсы и их ограниченность»
24.
25.-26. Аналитическая работа«Выбор, как основная экономическая проблема»».
Раздел 5. Товары и услуги( 5 часов)
Познавательная беседа «Сущность товаров и услуг».
28.
Познавательная беседа «Блага экономические и неэкономические»
29.
Познавательная беседа «Экономические ресурсы и их ограниченность».
30.
31. -32. Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 6. Что такое финансовая грамотность (2 час)
33-34. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (34 часа)
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Название темы
Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».
Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».
Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Типы экономических систем (2 часа)
Познавательная беседа «Типы экономических систем».
Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 3. Экономические ресурсы и факторы производства (3 часа)
Познавательная беседа «Экономические ресурсы и факторы производства».
Познавательная беседа. «Доходы на факторы производства».
Аналитическая работа «Эффективное использование ресурсов, потребляемых
семьей»
Раздел 4. Производство товаров и услуг (5 часов)
Познавательная беседа «Процесс производства»
Познавательная беседа «Себестоимость и цена товара и услуги»
Решение задач. Аналитическая работа.
Познавательная беседа «Выручка и прибыль»
Решение задач. Аналитическая работа.
Раздел 5. Торговля (4 часа)
Познавательная беседа «Торговля. Оптовая и розничная торговля».
Познавательная беседа «Организационные формы торговли».
Познавательная беседа «Реклама».
Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 6. Без чего не сможет обойтись рынок(2 часа)
Познавательная беседа «Частная собственность».
Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 7. Знакомство с бизнес-планом (3 часа)
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом»
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли»
15

23.
24.
25.
26
27-28.
29.
30.
31.
32.
33-34.

Раздел 8. Ты -потребитель (4 часа)
Познавательная беседа «Права потребителя».
Практическая работа «Как и где потребитель может защитить свои права».
Практическая работа «Знакомство со штрих-кодами».
Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 9. Труд (5 часов)
Познавательная беседа «Труд. Разделение труда и специализация»
Познавательная беседа «Производительность труда»
Познавательная беседа «Профессия, квалификация»
Познавательная беседа «Заработная плата»
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)
Деловая игра «Работа банков»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (34 часа)

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Название темы
Название раздела (количество часов)
Вводный урок (урок повторения) (1 час)
Раздел 1. Спрос и предложение (3 часа)
Познавательная беседа «Спрос и модель спроса»
Познавательная беседа «Предложение и модель предложения».
Аналитическая работа «Рыночное равновесие».
Раздел 2. Издержки производства и прибыль (4 часа)
Познавательная беседа «Издержки производства».
Аналитическая работа. Решение задач.
Практическая работа «Выручка и прибыль».
Аналитическая работа. Решение задач.
Раздел 3. Производительность труда (4 часа)
Познавательная беседа «Производительность труда»
Познавательная беседа «Факторы роста производительности труда»
Аналитическая работа «Расчет производительности труда»
Познавательная беседа «Производительность труда и экономика страны»
Раздел 4. Безработица(4 часа)
Познавательная беседа «Безработица и ее виды».
Познавательная беседа «Последствия безработицы»
Познавательная беседа «Меры социальной защиты безработных»
Практическая работа. Повторение.
Раздел 5. Инфляция(4 часа)
Познавательная беседа «Инфляция и покупательная способность денег».
Аналитическая работа «Изменение цен на услуги ЖКХ».
Познавательная беседа «Измерение инфляции».
Познавательная беседа «Последствия инфляции».
Раздел 6.Банки и их роль в экономике (7 часов)
16

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27-28.
29.
30.
31.
32.
33-34

Познавательная беседа «Банки. Виды банков. ЦБ РФ».
Познавательная беседа «Основные функции банков».
Практическая работа «Операции коммерческих банков»
Познавательная беседа «Вклады, Кредиты»
Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Аналитическая работа «Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему»
Урок-практикум.
Решение практических задач «Обмен валют».
Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».
Познавательная беседа «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 7. Проектная деятельность (3 часа)
Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».
Решение конкретно-практических задач.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».