ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа
технической
направленности «Самоделкин» (далее – Программа) разработана с учетом
требований Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273 –ФЗ.
Направленность
Программы: программа
«Самоделкин»
имеет
техническую направленность на развитие пространственных представлений
детей средствами конструктивно-модельной деятельности.
Актуальность
Программы: проблема
формирования
интереса
к
конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в
дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество
дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и
всесторонне развивать свои способности.
Конструирование из строительного, природного, бросового материала,
бумаги, полностью отвечает интересам детей, их способностям и
возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и
умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо
развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как
тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук
дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок - прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные
природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность
придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки, проявляя
любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их
скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит,
познавая
законы
гармонии
красоты.
Детей,
увлекающихся
конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное
стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать,
изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое,
ассоциативное мышление, память, а именно это является основой
интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
технической
направленности «Самоделкин» – инновационный для дошкольной
образовательной организации образовательный продукт, позволяющий
успешно решать задачи по формированию у детей 5-7 лет умений и навыков
конструирования, а также приобретению первого опыта при решении
конструкторских задач.
Цель Программы: содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству, обеспечивать возможность
творческой
самореализации
посредством
конструктивно-модельной
деятельности.
Задачи Программы:
Обучающие:
·
формировать у детей необходимые умения и навыки конструирования,
основы творческой деятельности;
·
формировать у детей знания о предметах, отображаемых в
конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных
частях, их форме, пространственном расположении, относительной
величине, о материалах, используемых в работе;
·
формировать умение оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор;
Развивающие:
·
развивать
саморазвитию;
мотивацию
к
конструированию,
потребность
к
·
развивать технический кругозор, познавательную активность,
наглядно-пространственное мышление, зрительную память, мелкую
моторику рук, самостоятельность во время работы;
·
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
Воспитательные:
·
воспитывать аккуратность, усидчивость, дружеское взаимодействие.
Формы и режим занятий: образовательная деятельность по Программе
проводится 1 раз в неделю во второй половине дня со всей группой детей,
длительность 30 мин.
Срок реализации Программы: общее количество часов в год – 36 ч.
Планируемые результаты:
В результате освоения Программы обучающиеся должны знать:
·
правила безопасности во время работы;
·
виды конструкций: плоские, объёмные; соединение деталей;
·
технологическую
конструкций.
последовательность
изготовления
несложных
должны уметь:
·
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по
виду, цвету, назначению);
·
создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные
композиции;
·
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления
конструкции;
·
конструировать по образцу, по условию, по замыслу несложные
конструкции;
·
с помощью педагога анализировать,
практическую работу;
·
планировать предстоящую
реализовывать творческий замысел.
У обучающихся должны быть сформированы и развиты:
·
позитивное отношение к конструированию;
·
правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, они участвуют
в совместном конструировании, техническом творчестве, способны
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других;
·
крупная и мелкая моторика, обучающиеся могут контролировать свои
движения и управлять ими при работе с конструктором;
·
стойкий интерес к исследовательской и творческо-технической
деятельности. Обучающиеся задают вопросы взрослым и сверстникам,
склонны наблюдать, проявлять творческую активность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план
№ п/п
Количество часов
Наименование раздела, темы
всег
о
теори
я
практик
а
Формы
аттестации
(контроля)
1.
«Лесные чудеса»
1.
1
«Павлин»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
1.
2
«Лебедь»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
1.
3
«Ёж»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
1.
4
«Лесовичок – боровичок»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
2.
«Бумажные фантазии»
2.
1
«Вертушка»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
2.
2
«Коврик»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
2.
3
«Осьминожка»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
2.
4
«Мандала»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
3.
«Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
3.
1
«Деревья»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
3.
2
«Рыбы»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
3.
3
«Домашние животные»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
3.
4
«Транспорт»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
4.
«Мистер Картонкин»
4.
1
«Гусеница»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
4.
2
«Звуковой кубик»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
4.
3
«Коробочка-сюрприз»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
4.
4
«Клоун»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
5.
«Остров ненужных вещей»
5.
1
«Веселые ребята»
1
0,5
0,5
Иградраматизация
5.
2
«Забавные зверушки»
1
0,5
0,5
Иградраматизация
5.
3
«Смешарики»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
5.
4
«Божья коровка»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
6.
«LEGO-конструирование»
6.
«Магазин»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
1
6.
2
«Автомобиль»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
6.
3
«Детская площадка»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
6.
4
«Конюшня»
1
0,5
0,5
Демонстраци
я моделей
7.
«Лоскутный город»
7.
1
«Волшебный лоскуток»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
7.
2
«Цветы»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
7.
3
«Сердечко»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
7.
4
«Платок»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
8.
«Сказочное тесто»
8.
1
«Колобок»
1
0,5
0,5
Иградраматизация
8.
2
«Колобок» (продолжение)
1
0,5
0,5
Иградраматизация
8.
3
«Чебурашка»
1
0,5
0,5
Иградраматизация
8.
4
«Чебурашка» (продолжение
)
1
0,5
0,5
Иградраматизация
9.
«Мозаика из круп и семян»
9.
1
«Бусы»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
9.
«Белый гриб»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
2
9.
3
«Астра»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
9.
4
«Мандала»
1
0,5
0,5
Выставка
детских работ
Итого
36
18
18
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Лесные чудеса»
Тема 1.1. «Палин» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Решение проблемной ситуации «Как сохранить осеннюю
красоту?». Знакомство с искусством «Флористика».
Практика (0,5 ч) Конструирование из природного материала: поделка
из кленовых листьев «Павлин».
Тема 1.2. «Лебедь» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Путешествие в сосновый бор. Эксперимент «Секрет сосновой
шишки».
Практика (0,5 ч) Конструирование из природного материала: поделка из
сосновых шишек и пластилина «Лебедь».
Тема 1.3. «Ёж» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Чтение художественной литературы природоведческого
содержания В. Бианки «Ёж-спаситель», беседа по содержанию произведения.
Практика (0,5 ч) Конструирование из природного материала: поделка из
сухих веточек и пластилина «Ёж».
Тема 1.4. «Лесовичок-боровичок» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Путешествие в ельник. Дидактическая игра «С какого дерева
шишка?».
Практика (0,5 ч) Конструирование из природного материала: поделка из
еловых шишек и желудей «Лесовичок-боровичок».
Раздел 2. «Бумажные фантазии»
Тема 2.1. «Вертушка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с искусством «Оригами», обучение чтению схем.
Практика (0,5 ч) Конструирование из бумаги в технике «Оригами»: поделка
«Вертушка».
Тема 2.2. «Коврик» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с техникой плетения из цветной бумаги «Ткачество», разнообразие основ для плетения, способы составления узоров.
Практика (0,5 ч) Плоскостное конструирование из бумаги в технике
«Ткачество»: поделка «Коврик».
Тема 2.3. «Осьминожка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Чтение художественной литературы познавательного
содержания Э. Успенский «Разноцветная семейка», беседа по содержанию
произведения.
Практика (0,5 ч) Конструирование из полосок бумаги разной длины и
ширины объёмных предметов: поделка «Осьминожка».
Тема 2.4. «Мандала» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с искусством составления «Мандалы» из разных
материалов.
Практика (0,5 ч) Плоскостное конструирование из кусочков цветной
бумаги: поделка «Мандала».
Раздел 3. «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
Тема 3.1. «Деревья» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с палочками Кюизенера.
Практика (0,5 ч) Плоскостное вариативное конструирование из палочек
Кюизенера: «Деревья».
Тема 3.2. «Рыбы» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с блоками Дьенеша.
Практика (0,5 ч) Плоскостное вариативное конструирование из блоков
Дьенеша: «Рыбы».
Тема 3.3. «Домашние животные» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Палочки Кюизенера. Обучение чтению схем.
Практика (0,5 ч) Плоскостное конструирование по готовым схемам из
палочек Кюизенера: «Домашние животные».
Тема 3.4. «Транспорт» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Блоки Дьенеша. Обучение чтению схем.
Практика (0,5 ч) Плоскостное конструирование по готовым схемам из
блоков Дьенеша: «Транспорт».
Раздел 4. «Мистер Картонкин»
Тема 4.1. «Гусеница» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Дискуссия «Каждая ли гусеница станет бабочкой?».
Практика (0,5 ч) Конструирование из картона: поделка из яичных лотков
«Гусеница».
Тема 4.2. «Звуковой кубик» (1 ч)
Теория (0,5 ч) «Давайте знакомиться, Куб!». Способы получения куба
(шаблон-развертка, оригами и др.). Дидактическая игра «Где спрятался
гласный звук?».
Практика (0,5 ч) Конструирование из картона: поделка из шаблонаразвертки «Звуковой кубик».
Тема 4.3. «Коробочка-сюрприз» (1 ч)
Теория (0,5 ч) «Давайте знакомиться, Цилиндр!». Способы получения
цилиндра из квадрата, прямоугольника.
Практика (0,5 ч) Конструирование из картона: поделка из втулки от
туалетной бумаги «Коробочка – сюрприз».
Тема 4.4. «Клоун» (1 ч)
Теория (0,5 ч) «Давайте знакомиться, Конус!». Способы получения конуса
из ¼, ½, ¾ круга. Отгадывание загадок «Артисты цирка».
Практика (0,5 ч) Конструирование из картона: поделка из конуса «Клоун».
Раздел 5. «Остров ненужных вещей»
Тема 5.1. «Веселые ребята» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Вторая жизнь ненужных вещей. Изготовление поделок из
пластмассовых ложек. Способы изготовления кукол из пластмассовых ложек.
Практика (0,5 ч) Конструирование из бросового материала: поделка из
пластмассовых ложек «Веселые ребята».
Тема 5.2. «Забавные зверушки» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Вторая жизнь ненужных вещей. Изготовление поделок из
одноразовых стаканчиков. Способы изготовления животных из одноразовых
стаканчиков.
Практика (0,5 ч) Конструирование из бросового материала: поделка из
одноразовых стаканчиков «Забавные зверушки».
Тема 5.3. «Смешарики» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Вторая жизнь ненужных вещей. Изготовление поделок
из CD - дисков. Просмотр мультфильма «Смешарики».
Практика (0,5 ч) Конструирование из бросового материала: поделка из CD –
дисков «Смешарики».
Тема 5.4. «Божья коровка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Вторая жизнь ненужных вещей. Изготовление поделок из
пластиковых бутылок и крышек. Разучивание потешки «Божья коровка».
Практика (0,5 ч) Конструирование из бросового материала: поделка из
пластиковых бутылок и крышек «Божья коровка».
Раздел 6. «LEGO-конструирование»
Тема 6.1. «Магазин» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Фотовыставка «Самые необычные архитектурные сооружения
мира».
Практика (0,5 ч) Конструирование из конструктора LEGO: коллективная
поделка «Магазин».
Тема 6.2. «Автомобиль» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Дискуссия «Транспорт будущего».
Практика (0,5 ч) Конструирование из конструктора LEGO: коллективная
поделка «Автомобиль».
Тема 6.3. «Детская площадка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Проект «Детская площадка моей мечты».
Практика (0,5 ч) Конструирование из конструктора LEGO: коллективная
поделка «Детская площадка».
Тема 6.4. «Конюшня» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Экскурсия «Загадки конюшенного двора».
Практика (0,5 ч) Конструирование из конструктора LEGO: коллективная
поделка «Конюшня».
Раздел 7. «Лоскутный город»
Тема 7.1. «Волшебный лоскуток» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с технологией «Textile-fun» (Досуг с тканью).
Практика (0,5 ч) Конструирование из тканевого набора «Шифоновая
радуга» по замыслу.
Тема 7.2. «Цветы» (1 ч)
Теория (0,5 ч) ОБЖ «Игла, иголка, иголочка». Способы соединения деталей
с помощью иглы. Шов «вперед иголку».
Практика (0,5 ч) Конструирование из ленты: поделка из широкой атласной
ленты «Цветы».
Тема 7.3. «Сердечко» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Топиарий. Варианты декора и сборки.
Практика (0,5 ч) Конструирование из ниток: поделка из толстой нити
«Сердечко».
Тема 7.4. «Платок» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с искусством «Макраме». Способы соединения
деталей с помощью техники узелкового плетения.
Практика (0,5 ч) Конструирование из ленты: поделка из тонкой атласной
ленты «Платок».
Раздел 8. «Сказочное тесто»
Тема 8.1. «Колобок» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с технологией «Тестопластика». Состав
свойства соленого теста. Особенности приготовления соленого теста.
и
Практика (0,5 ч) Приготовление соленого теста. Конструирование из
соленого теста: поделка «Колобок».
Тема 8.2. «Колобок» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
Практика (0,5 ч) Роспись Колобка из соленого теста.
Тема 8.3. «Чебурашка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Приемы лепки из соленого теста. Соединение частей поделки
из соленого теста с помощью спичек и воды.
Практика (0,5 ч) Приготовление соленого теста. Конструирование из
соленого теста: поделка «Чебурашка».
Тема 8.4. «Чебурашка» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Прослушивание «Песенки Чебурашки».
Практика (0,5 ч) Роспись Чебурашки из соленого теста.
Раздел 9. «Мозаика из круп и семян»
Тема 9.1. «Бусы» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с понятием «Ритм». Ритмический рисунок в
конструировании.
Практика (0,5 ч) Конструирование из макаронных изделий: поделка «Бусы».
Тема 9.2. «Белый гриб» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с техникой создания изображений «Мозаика».
Виды, происхождение, применение в интерьере.
Практика (0,5 ч) Конструирование из крупы в технике «Мозаика»: поделка
из гречки, риса, пшена «Белый гриб».
Тема 9.3. «Астра» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Презентация «Волшебное семечко». Изготовление поделок из
семян. Способы изготовления цветов из тыквенных семечек.
Практика (0,5 ч) Конструирование из семян: поделка из тыквенных семечек
«Астра».
Тема 9.4. «Мандала» (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство с искусством составления «Мандалы» из разных
материалов.
Практика (0,5 ч) Плоскостное конструирование из крупы и семян: поделка
«Мандала».
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
·
демонстрация моделей;
·
игры-драматизации;
·
выставки детских творческих работ;
·
участие в конкурсах различного уровня;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УСЛОВИЯ
Материально-технические условия реализации Программы
- групповое помещение
- столы и стулья по количеству детей
- стеллаж для хранения пособий и материалов
- телевизор
- ноутбук
- аудиозаписи
- видеоматериалы
- фотоматериалы
- интернет-источники
- схемы
- блоки Дьенеша
- палочки Кюизенера
- конструктор LEGO
- природный материал (кленовые листья, сосновые и еловые шишки, веточки
деревьев, желуди)
- бросовый материал (яичные лотки, втулки от туалетной бумаги,
пластиковые ложки, одноразовые стаканчики, CD – диски, пластиковые
бутылки и крышки)
- цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей
- гуашь, кисти
- пластилин, соленое тесто
- ткань, атласные ленты, нитки, иголки
- крупы, семена
Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы
1. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала,
М: “Просвещение”, 1991 г.
2. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.
3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с
детьми старшего дошкольного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с.
(Серия “Вместе с детьми”.)
4. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”,
2001 г.
5. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М:
“Просвещение”, 2002 г.
6. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М:
“Просвещение”, 1990 г.
7. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала:
подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 64с.
8. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство
“Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.
9. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический
трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.
материал
по
10.
Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. –208 с.,
ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
11. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия
развития”, 1997. –224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
12. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста:
учебнометодическое пособие. – М.: Академия, 2008. – 80с