РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для
реализации обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС. Основная цель обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и
религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент
является главным в диалоге с детьми.
Цель – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа
России и уважения к ним.
Задачи:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие
цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не
принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством
любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа предназначена для 5-х классов и составлена на основе УМК
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного
учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива
Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2016г.)
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и
познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к
социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы,
включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории
нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки
исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление,
воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с
воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и
способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица,
диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией,
представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы
помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей
многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и
в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя;
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
•
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА КАЖДУЮ ТЕМУ.
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения
культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой
Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И.
Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание
заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах,
произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как
нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученыйвостоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в
воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный
труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и
взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме,
христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие
христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности
православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И.
Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор,
Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Особенности православного календаря.
Православный календарь. Подвижный круг и неподвижный круг. Старый стиль.
Современный календарь.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам
и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской
культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства.
Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его
братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм.
Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного
наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя.
Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья
Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры
человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение.
Календарно-тематическое планирование
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
5 класс, 34 час.
( на основе учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) М., Вента-Граф, Москва, 2016)
№
п/п
Раздел. Тема.
Кол-во
часов
1-2
Величие
многонациональной
культуры России.
2
3
Человек – творец и
носитель культуры.
1
Универсальные учебные действия
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Раздел 1. В мире культуры.
выбрать
анализировать и
персоналии и
структурировать
составить рассказ
информацию из разных
об известных
источников;
деятелях
- приводить примеры из
российской науки и прочитанных текстов;
культуры;
- составлять план,
следовать плану, сверяя
с ним свои действия и
ориентируясь во
времени;
- анализировать текст,
выделять в нём главное
и формулировать
своими словами
выводы.
выразить мнение о
объяснить связь
приводить примеры из
важности
нравственного
прочитанных текстов;
уважительного
поведения и
- выполнять учебный
отношения к
культуры, привести проект;
истории своего
примеры
- анализировать и
выразить мнение о
важности
уважительного
отношения к
истории своего
народ, страны.
Дата
план.
Дата
факт.
Примечание.
народ, страны.
4
Законы
нравственности часть культуры
общества.
1
осознавать свою
принадлежность к
народу,
национальности,
стране.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
5
Береги землю
1
осознавать свою
родимую, как мать
принадлежность к
любимую.
российскому
народу.
6
Жизнь ратными
подвигами полна.
1
осознавать свою
принадлежность к
российскому
благородного
поведения из
истории, личного
опыта.
структурировать
информацию из разных
источников;
- составлять план,
следовать плану, сверяя
с ним свои действия и
ориентируясь во
времени.
объяснить связь
выполнять учебный
нравственного
проект;
поведения и
- определять и
культуры, привести формулировать цель
примеры
своей деятельности,
благородного
решаемую проблему,
поведения из
поставленную задачу.
истории, личного
- анализировать и
опыта.
структурировать
информацию из разных
источников.
перечислить
названия не менее
трех сказок или
былин, имен их
героев.
перечислить
названия не менее
трех сказок или
выделять главную
мысль литературных,
фольклорных и
текстов;
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников
(иллюстрации, тексты,
стихотворения).
читать и
анализировать
учебный текст;
народу, чувство
уважения к
предкам.
былин, имен их
героев.
объяснить связь
нравственного
поведения и
культуры, привести
примеры
патриотизма из
истории, личного
опыта.
7
В жизни всегда есть
место подвигу.
1
осознавать свою
принадлежность к
народу,
национальности,
стране.
8
В труде - красота
человека.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
труда.
9
Плод добрых трудов
1
.
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников
(иллюстрации, тексты,
стихотворения, др.).
выполнять учебный
проект;
- определять и
формулировать цель
своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
- продолжить
формирование навыка
публичного
выступления;
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников.
приводить примеры анализировать
о роли труда из
информацию;
разных источников. - продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
приводить примеры читать и
славен.
10
Люди труда.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
труда.
11
Бережное отношение
к природе.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
бережного
отношения к
природе.
о роли труда из
анализировать текст;
разных источников. - продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
приводить примеры читать и
о роли труда из
анализировать текст;
разных источников. - выполнять учебный
проект;
- определять и
формулировать цель
своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников;
- продолжить
формирование навыка
публичного
выступления.
объяснять роль
заповедников,
национальных
парков в деле
охраны природы
читать и
анализировать текст;
- продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
1213
Семья- хранитель
духовных ценностей
2
14
Семья – первый
трудовой коллектив.
1
- осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
семьи.
объяснять роль
семейных
традиций,
необходимости
уважения своих
близких,
выполнении
семейных
обязанностей.
1516
Семейные ценности
в разных религиях
мира.
2
- осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
семьи.
- объяснять роль
семейных
традиций,
необходимости
уважения своих
близких,
выполнении
семейных
обязанностей.
.
осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
семьи.
объяснять роль
семейных
традиций,
необходимости
уважения своих
близких.
читать и
анализировать текст;
- продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
читать и
анализировать текст;
- продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
читать и
анализировать текст;
- продолжить
формирование
способности к
согласованным
действиям с учетом
позиции других,
овладевать нормами
общения
17
Урок обобщения.
1
Раздел 3. Религия и культура.
18- Роль религии в
2
19
развитии культуры.
Культурное развитие
христианской Руси.
осознавать и
выражать свое
мнение о ценности
семьи в истории
разных народов
России.
приводить примеры
о роли семьи из
разных источников. читать и
анализировать текст;
- выполнять учебный
проект;
- определять и
формулировать цель
своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников;
- продолжить
формирование навыка
публичного
выступления.
- осознавать и
выражать свое
мнение о роли
христианства для
развития культуры
России и
православных
россиян.
- объяснять роль
христианства для
развития культуры,
образования,
просвещения; сравнивать
нравственные
ценности разных
народов,
представленные в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
- читать и
анализировать текст;
- делать выводы; продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
учениях; культовые
сооружения
православия.
20
Духовная
православная
музыка.
1
- осознавать и
выражать свое
мнение о роли
церковной музыки.
- объяснять роль
христианства для
развития культуры,
образования,
просвещения.
- делать выводы;
- понимать
информацию,
получаемую из
разных источников.
21
Особенности
православного
календаря.
1
- понимать роль
календаря
православных
россиян.
Объяснить роль
календаря у
христиан.
Современный
календарь, старый
стиль.
2223
Культура ислама.
2
- понимать роль
ислама для
развития культуры
России.
- перечислить
памятники
культуры ислама;
- сравнивать
нравственные
ценности разных
продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
- продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики
народов,
представленные в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
- определять
культовые
сооружения
ислама.
2425
Иудаизм и культура.
2
- понимать роль
иудаизма для
развития культуры
России.
- перечислить
памятники
культуры
иудаизма;
- сравнивать
нравственные
ценности разных
народов,
представленные в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
- определять
культовые
сооружения
иудаизма.
26
Культурные
традиции буддизма.
1
понимать роль
буддизма для
развития культуры
России.
- перечислить
памятники
культуры
буддизма.
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
- продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
- продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
27- Забота государства о 2
- понимать роль
28
сохранение
государства для
духовных ценностей.
сохранения и
поддержки
духовной культуры.
29
Хранить память
предков.
1
- понимать роль
меценатства для
сохранения и
поддержки
- обосновать роль
государства в деле
сохранения
памятников
культуры;
- описывать
историю Храма
Христа Спасителя,
музея-заповедника
«Царское Село».
- обосновать
меценатов в деле
сохранения
памятников
- продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций
- продолжить
формирование умения
организовывать свою
познавательную
Раздел 5.Твой духовный мир.
30
Твое образование и
1
интересы.
3233
Диалог культур и
поколений.
2
духовной культуры.
культуры.
деятельность, давать
характеристики
изученным объектам;
- делать выводы;
- продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с
научных
(исторических,
философских)
позиций.
стремление к
развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
потребностей.
расширение
кругозора и
культурного опыта
школьника,
формирование
умения
воспринимать мир
не только
рационально, но и
образно.
умение строить
совместную
деятельность в
соответствии с
учебной задачей и
культурой
коллективного труда.
сравнивать
нравственные
ценности разных
народов,
представленные в
различать
культовые
сооружения разных
религий;
- анализировать и
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
34
Итоговое обобщение. 1
осознавать и
выражать свое
мнение .
оценивать
совместную
деятельность
(парную,
групповую работу)
читать и
анализировать текст;
- выполнять учебный
проект;
- определять и
формулировать цель
своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
- анализировать и
структурировать
информацию из
разных источников;
- продолжить
формирование навыка
публичного
выступления.
Литература
- ФГОС основного общего образования;
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России»;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»: авторы н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков,
издательский центр « Вентана-Граф», 2012г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф,
2012-2013.